Найти тему

Пополняя казну. Почему глава РФ поручил обновить методику расчета цены на российскую нефть?

Как пояснили в Кремле, инициатива призвана минимизировать негативное влияние на доходы федерального бюджета с учетом особенностей формирования стоимости сырья в условиях санкций. Напомним, в 2022 году после начала специальной военной операции на Украине западные страны ввели целый ряд экономических ограничений против РФ и стали поочередно отказываться от закупок российской нефти. Более того, с 5 декаб­ря Евросоюз, государства G7 и Австралия запретили своим компаниям страховать и перевозить сырье из России в другие регионы мира по цене выше $60 за баррель. В ответ на действия Запада РФ решила полностью прекратить поставки энергоресурсов тем импортерам, которые присоединятся к ценовым ограничениям. В сложившихся обстоятельствах Москва активно перенаправляет экспорт нефти в дружественные страны Азии, Африки и Латинской Америки, но вынуждена предоставлять скидки для привлечения покупателей. «Основная проблема — это высокий дисконт в результате высокого уровня стоимости фрахта (платы за перевозку нефти. — А. К.). Другими словами, стоимость фрахта выросла достаточно сильно в связи с теми рисками, которые испытывают перевозчики и контрагенты относительно возможных санкций в соответствии с тем, что они не устанавливают потолок цен», — объяснял ранее вице-премьер России Александр Новак на совещании с Владимиром Путиным. По последним оценкам Министерства финансов РФ, с 15 декабря минувшего года по 14 января 2023‑го баррель российской нефти марки Urals продавался в среднем по $46,82. В то же время стоимость сырья эталонного сорта Brent на мировом рынке колебалась в диапазоне $77 – 87 за баррель, а сейчас составляет около $88,5. Отметим, что в российском бюджете на 2023 год заложена цена Urals на уровне $70,1 за баррель. Как подсчитали в Минфине, с учетом нынешних котировок в январе государственная казна может недосчитаться около 54,5 млрд рублей. На этом фоне президент РФ и поручил правительству разобраться с ситуацией, чтобы предоставляемые Москвой скидки «не создавали никаких проблем с бюджетом». Как полагают специалисты, изменения в системе налого­обложения нефтяного бизнеса отчасти помогут решить поставленную президентом задачу. «Министерство финансов устанавливает размер экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых на основе средней цены на нефть. То есть чем дороже сырье, тем больше денег идет в бюджет. Однако сама цена нефти зависит от сорта и места, где ее добывают. Так, например, дальневосточная нефть стоит больше, чем другие сорта, включая Urals», — поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, сегодня информацию о средней стоимости нефти Минфину предоставляет международное аналитическое агентство Argus. Компания делает свои расчеты на основе опроса трейдеров, по какой примерно цене те закупают сырье у России. Между тем собираемые данные касаются только продаж на европейском рынке, который сейчас потерял свою актуальность для Москвы, отмечает эксперт. Поскольку Россия уже практически не торгует нефтью с ЕС, статистика Argus больше не показательна. Реальная стоимость продаваемой нефти может быть выше официальных $46,82 за баррель. Это значит, что государство зарабатывает на налогах меньше, чем должно, утверждают специалисты. «Из-за перестройки экспорта и перераспределения отпускной маржи на транспортные издержки котировки Argus не репрезентативны и не отражают реальных доходов неф­тяников. Поэтому российским властям сегодня нужны новые ориентиры. Возможно, это будут азиатские бенчмарки», — предполагает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. Наряду с изменениями в расчете налогов Россия может ограничить и сами скидки на свою нефть. Так, Министерство энергетики страны планирует отслеживать динамику цен на сырье и при необходимости устанавливать предельный размер дисконта на основе рыночных котировок. Подробности работы такого механизма ведомство собирается представить в ближайшее время. Впрочем, скидки на российскую нефть вскоре и так должны сократиться, уверен Александр Новак. По его мнению, текущее положение дел с ценами носит лишь временный характер. «Дисконт должен со временем уменьшиться, как мы это наблюдали в течение 2022 года, когда в марте-апреле дисконт сильно вырос, потом он начал постепенно падать и в два раза уменьшился», — отмечает зампред кабмина. Похожей точки зрения придерживаются и эксперты. По словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, сегодняшние скидки больше связаны с маркетингом российской нефти для новых клиентов, нежели с западным потолком цен. Как объясняет специалист, дисконт позволяет Москве не только заполучить новых клиентов и сохранить лояльность действующих, но и успешно конкурировать с поставщиками ­сырья из ОПЕК. Так, например, географическая близость к Китаю дает РФ возможность демпинговать гораздо больше, чем это делает Саудовская Аравия. «Через пару лет (а возможно, и раньше) Россия выстроит новую логистическую инфраструктуру, увеличит количество танкеров, наладит сотрудничество с китайскими страховыми компаниями вместо европейских. Причем самое главное, что западное направление перестанет быть приоритетом для российского экспорта углеводородов. Поэтому цена нашей нефти будет гораздо более рыночной», — предполагает эксперт. При этом стоимость сырья в мире будет планомерно увеличиваться в ближайшее время, считает Мильчакова. Так, в настоящий момент на глобальном рынке уже наблюдается нехватка энергоносителей, в то время как потребление топлива уверенно растет, особенно в Индии и Китае. «Что касается нефтегазовых поступлений в российский бюджет, то сейчас ситуация не слишком плохая. Просто в 2023 году мы не будем получать сверхдоходы от продажи ­сырья, а общий объем нефтегазовых доходов вернется к уровню 2021‑го или 2020‑го. Однако уже к 2024 – 2025 годам эту недополученную прибыль удастся полностью компенсировать, так как России уже не придется демпинговать, а мировой дефицит нефти никто не отменял», — заключает аналитик.