Среди отечественных единоборцев Валерий Гусев занимает особое место. В 1983 году в возрасте 33 лет он стал первым и, как оказалось, единственным в истории страны, нелегально преподававшим каратэ.
В то время – в начале 80-х – в СССР каратэ тренировались миллионы людей. Каждый день тысячи людей со всей страны собирались в залах, чтобы расписаться, а однажды в высоких партийных кабинетах решили, что такой массовый захват может даже угрожать государственному строю. В Уголовный кодекс РСФСР была введена новая статья – «Незаконное обучение каратэ», и суд над Гусевым был показателен и рассчитан на всех любителей прогулок: смотрите, продолжайте эту «сейчас», можете быть следующим.
Сам Гусев занимался кунг-фу, а не каратэ (на тот момент – 14 лет). Но исследование, проведенное в ходе расследования, не показало разницы между двумя видами. Его приговорили к шести годам лишения свободы. Его поведение было поведением опасного преступника: его личное дело было обозначено тремя красными линиями, что указывало на склонность «клиента» к бегству. В СИЗО Валерия доставляли в очень тяжелых условиях – узкие стаканы, в которых, как всегда, невозможно было развернуться.
Первый год служил в одной из магаданских колоний. Его приняли очень тепло. Узники хорошо знали, кто их посещает. Конкурсанту отвели очень почетное место в казарме, а на тумбочке несколько десятков банок гуляша.
Однажды из-за одного из заключенных к спортсмену обратился один из известных заключенных и попросил мастера подготовить для него программу частных уроков. Однако Гусев это категорически отрицал и заявил посреднику, что никогда не учил профессиональных преступников и не учил их. Позже, как упоминал Валерий, на этой почве у него возник серьезный конфликт с группой воров. Кунгфуист ничего не объяснял, за исключением того, что разногласия наконец-то были разрешены. Затем вскоре его перевели в другую колонию – Хабаровскую.
В конце концов Гусев продолжил тренировку, но делал это осторожно и подальше от посторонних глаз. Кроме того, были и любители каратэ, пытавшихся тренироваться в колонии. Иногда к Валерию обращались за советом, но он отвечал неохотно. Он мог что-то показать, объяснить, но понимал, что за ним следит руководство лагеря и такой совет дорого стоит.
В СИЗО также были потасовки, но, по словам Гусева, их было очень мало.
К примеру, был инцидент на сцене в Новосибирске. Одну пришлось укоротить. Но в целом все было хорошо. Там обычному человеку легче защититься, чем в пустыне. Незаконность в области не допускается. Если вы знаете, как себя вести, проблем быть не должно.
- сказал Гусев.
Его уволили в 1988 году после почти пяти лет пребывания за колючей проволокой. Интересно, что через несколько месяцев после его увольнения страна отказалась от каратэ.
Даже годы, проведенные в плену, Гусев вспоминает с какой-то теплотой. Он уверен, что этот период жизни дал ему много ценного опыта и помог духовно расти. Несомненным плюсом он пишет то, что благодаря своим поездкам в тюрьму увидел самые красивые места, в которых никогда бы не побывал, например, реку Берелех или гору Морджот.
Гора Морджот, Магаданская область. Фото взято из открытых источников.
Сейчас Валерию Кимовичу Гусеву 71 год. Он старше себя и все еще преподает боевые искусства в московской школе Западного Дракона.