Актуальная тема, которая касается и театра, и школы, и чиновников, как бы это странно ни звучало. Хотя, ничего странного.
Из свежих российских новостей: «Театральный репертуар соотнесут с единой школьной программой по литературе, чтобы школьники могли увидеть на сцене произведения, пройденные в классе. Об этом стало известно на встрече министра культуры Ольги Любимовой и министра просвещения Сергея Кравцова».
Как понимать это «соотнесут» в переводе с чиновничьего на русский? Театры, и без того сегодня зашуганные всевозможными запретами, принудят формировать афишу из классических произведений? А сколько и как срочно надо иметь подобных «школьных» спектаклей по Пушкину, Гоголю, Чехову, Достоевскому, Толстому и Шолохову (или кого там внесут в спускаемые сверху списки), чтобы министерство осталось довольно и отвязалось? К тому же, как говорят сведущие люди, в России нет единой школьной программы по литературе.
И как поступить с так называемым «новым прочтением классики», которым современные режиссеры грешат почти поголовно? Да иные постановщики, как Константин Юрьевич Богомолов, камня на камне не оставляют от оригинала, а другие, не буду называть имен, все свои спектакли щедро приправляют сексом. Даже вот, к примеру, солидный мэтр Сергей Васильевич Женовач, прежде никогда ни в чем подобном не замеченный, поставил недавно у себя в Студии театрального искусства «Ревизора» (я посвятил этому зрелищу одну из колонок), где всё действие перенес в баню, и артисты обоих полов плескаются в воде и сверкают разными частями тела. Такой вот «Лабардан-с!» вышел. Однозначно — маркировка 18+.
Да и нет у настоящих режиссеров такой задачи — сделать из спектакля понятную для школьников, прямолинейную иллюстрацию к прозаическому или поэтическому первоисточнику, потому что литература — это одно, а сценическое произведение — совершенно иное.
Послушаем сторонников министерской инициативы. Вот, скажем, кандидат педагогических наук Наталья Казначеева заявляет телекомпании «Мир»: «Увидеть полюбившихся литературных героев на сцене, вдуматься в трактовку смыслов и образов уже знакомой книги очень полезно для ребенка: это развивает его эстетический опыт, создает мотивацию для чтения, побуждает узнавать больше о тайнах литературы, задумываться, зачем человеку нужна книга».
Звучит красиво. Но работают ли эти благие помыслы? Спросите любого артиста, и он вам ответит, что кошмар всей труппы — это когда в зал целым классом привели школьников. То же самое — ужас-ужас! — скажут и взрослые театралы: подростки, не говоря уж про детей помладше, во время зрелища шумят, едят и пьют, играют в своих телефонах, комментируют происходящее на сцене. Кому нужно это окультуривание из-под палки? Детям — точно нет.
Мой сын (кстати, в отличие от меня, он терпеть не может театр, говорит, что лучший спектакль — это футбольный матч) давно вырос, а потому в поисках ответа я набрел на один уральский форум, где матери обсуждают всевозможные школьные проблемы. Там есть ветка «Школьники в театре».
Одна родительница из Екатеринбурга пишет: «Сегодня с детьми была в Оперном и задалась вопросом: зачем детей, которым абсолютно не интересен данный вид искусства, водят целыми классами в театр? Картина маслом: школьники, класс 6-7, балет "Снежная королева". Девочки сначала громко разговаривали, потом ели шоколадки (фантики, фольгу и мешочек бросили под кресла), после замечания прилегли друг другу на плечо, чтобы поспать... Балет очень красивый, шикарные декорации, костюмы, а вокруг шуршащие фантики и разговоры. Не интересно детям? Зачем их туда вести? Для галочки?!»
«Это что! — пишет в ответ другая мамочка. — Я однажды была на "Князе Игоре", школьники напились газированных алкогольных напитков, которые в жестяных банках продаются, и двое блевали весь второй акт. Охрана хотела их вывести, но учительница не дала: нельзя одних их отправлять. Ужас, короче. Потом они мирно уснули».
Умные педагоги тоже не в восторге от этой инициативы. Виктор Симаков, мой знакомый учитель, написал в соцсети, комментируя инициативу двух министерств: «Предлагаю не мелочиться и соотнести со школьной программой экспозиции музеев, репертуар кинотеатров и меню ресторанов».
Разумеется, у кого-то из читающих эти строки есть и приятные воспоминания о школьных культпоходах. Кто-то исключительно благодаря школе, а не родителям, и пристрастился к театру. Не все могут сказать, как Олег Басилашвили: «Итак, мне шесть-семь лет. Мама привела меня на "Синюю птицу" во МХАТ. Спектакль я помню отчетливо. Помню, как заколотилось сердце, когда распахнулась стена, засияло голубое небо и птицы... тысячи птиц замелькали белом в этом небе».
Я не помню, проходят ли в наших школах «Синюю птицу» Метерлинка. Да это и неважно. У каждого зрителя, юного или взрослого, может быть своя «Синяя птица» или «Чайка». Или «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (было модно когда-то ставить в театрах эту повесть-притчу Ричарда Баха). Но — своя, а не навязанная. Своя дорога к театру.
Театр решили насаждать, как картошку при Екатерине? Ну что же, посмотрим на посевы и на всходы.
Влад Васюхин для портала Альтерлит