Найти тему
Порцелиновый фан

Художники ГФЗ\ЛФЗ. Яцкевич Анна Адамовна (1904-1952).

Данная статья посвящена ещё одной легенде из плеяды художников ЛФЗ - Анне Адамовне Яцкевич (1904-1952).

Может ли стать легендой случайный человек? Может - если о нём раструбят пропагандисты. Но как только треск барабанов, бой фанфар, дудёж в трубы и волторны прекратят свою торжественную песнь, блеск и важность случайного лица лопается, как болтающийся в воздухе радужный мыльный пузырь (нынешним победоносным, хитроумным и гениальным супергроссмейстерам от политики данный абзац также посвящается)!

С Яцкевич такого не случилось, хотя без посмертной "трескучей" славы - и как обычно, лишь после высокой оценки результатов её труда на "благословенном" Западе - не обошлось. В 1958-м году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка EXPO '58. Сервиз "Кобальтовая сеточка" был удостоен "Золотой медали". Вот тогда-то всякого сорта нанятые "патриотические" бумагомараки и вспомнили об авторе росписи сервиза, которой к тому времени давно не было в живых... И пошла писать губерния: покатились, как из мешка, небылицы, сдобренные осколками правды, вроде сказания о рисунке, навеянном заклеенными крест накрест окнами блокадного Ленинграда (Почему не противотанковыми ежами или не перекрещенными световыми линиями прожекторов, рыскающих в тёмном ленинградском небе в поисках вражеских бомбардировщиков? И кстати, где прямоугольники окон? Или они тоже ромбовидные?), и пр. и пр.

Однако "начнём от яйца" (лат. Ab ovo) - и далее по порядку...

В автобиографии от 1946-го года Яцкевич писала: "Родилась в Санкт-Петербурге 31 июля 1904 г. в семье служащего; русская, отец и мать русские. Незамужняя. Беспартийная. Отец работал по хозяйственной части в больнице и умер в 1930 г., мать всегда была домохозяйкой. После смерти отца на иждивении находились мать и сестра."

В 1925-м году после окончания 34-й Советской единой трудовой школы Яцкевич поступила в Государственный художественный промышленный техникум (ХПТ). В 1930-м году получила квалификацию художника по фарфору. В том же техникуме окончила трехгодичные курсы по искусству книги и плаката. В годы обучения проходила практики на заводах "Красный фарфорист", "Коминтерн" (благо располагались эти заводы недалече один от другого; о них читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/farfor-fabriki-gruzino-ie-kuznecova-zatem-krasnyi-farforist-18981941-62cc35b7314a0b3c3e3cce6e и здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/farfor-fabriki-komintern-19221941-62e4ff7d5a569977f7de203f) и на ленинградском ГФЗ. 10 июля 1930-го года была направлена работать на "Красный фарфорист". 15 января 1932 г. трестом "Росфарфор" была откомандирована для работы художником в организованную в конце 1931-го года на ГФЗ художественную лабораторию (руководитель - А.А. Скворцов).

Из воспоминаний Беспаловой-Михалевой: "С завода "Красный фарфорист" пришла А.А. Яцкевич - мастер тонкого графического искусства на фарфоре... Л.В. Протопопову и А.А. Яцкевич связывала большая дружба, хотя по характеру они были совершенно разные. А. А. Яцкевич была более решительная, независимая, более экспансивная."

Уникальный творческий коллектив Фарфорового завода, 1934. А.А. Яцкевич стоит в верхнем ряду третьей справа. И не узнать, если рассматривать более поздние фото! Л.В. Протопопова стоит впереди всех по центру (нижний ряд). Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я  ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.
Уникальный творческий коллектив Фарфорового завода, 1934. А.А. Яцкевич стоит в верхнем ряду третьей справа. И не узнать, если рассматривать более поздние фото! Л.В. Протопопова стоит впереди всех по центру (нижний ряд). Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.

С некоторых пор считается "хорошим тоном" приплетать к великим достижениям Яцкевич создание логотипа ЛФЗ в 1936-м году. Считаю, что это, вообще, не достижение. Была ей поставлена задача - создать новый логотип - она выполнила. Почему это дело поручили Яцкевич? Наверное, потому что она обладала каллиграфическим почерком. Согласитесь, глупо было бы давать это задание, например, Воробьёвскому, чей почерк был коряв до невероятности! Ну поручили бы создать логотип кому-то ещё, и что? Был бы он несколько иным. Люди как-то по-другому относились бы к продукции предприятия? Не логотипом единым создаётся слава. Как и ветер образуется не от того, что деревья качаются. Как картинки и мультики в интернете и "зомбоящике", описывающие "не имеющих аналогов" вооружения, а также многочисленные шоу со взятием картонных Рейхстагов, "танковые биатлоны", и даже ежедневная трескотня нанятой телепропагондошни не помогают выигрывать войн.

В тридцатые годы какой-то свой особый почерк Яцкевич ещё не выработала. Она с ненасытностью начинающего художника бралась буквально за всё: расписывала статуэтки, вазы, в том числе большие - с портретами "вождей", кофейные и чайные пары, юбилейные стопы и пр.

В 1936-м году Яцкевич и Протопоповой (по отдельности) предлагается создать сервизы на тему Первого метро в СССР. Если для своего сервиза Протопопова выбрала модернистскую форму "Интурист", то Яцкевич выбирает суетинскую форму "Крокус", и отдельно (или в дополнение к сервизу) расписывает на ту же тему вазу формы "Крокус". О том, что в итоге получилось у Яцкевич, можно увидеть ниже.

А.А. Яцкевич за росписью сервиза "Московское метро", 1936. Слева вверху виден работающий над росписью одной из своих ваз А.В. Воробьёвский. Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я  ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.
А.А. Яцкевич за росписью сервиза "Московское метро", 1936. Слева вверху виден работающий над росписью одной из своих ваз А.В. Воробьёвский. Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.

А этот редкий агитационный сервиз середины 1930-х называется "Комсод", сокращение, что переводится как "Комиссия содействия кредиту и сберегательному делу". Как известно, изымать деньги из карманов населения можно как через принуждение, так и через принцип "добровольности" (а для соблюдения принципа "добровольности" нужна агитация. Вот и она - во всей красе - агитация на очень чувствительную финансовую тему)... Прошу отнестись с пониманием.

А это - остатки сервиза "Пушкин в Царском Селе". Как известно, весь 1937-й год по всему СССР пышно отмечалась дата: столетие со дня смерти великого русского поэта. Также пышно собирались отмечать и 100-летие кончины М.Ю. Лермонтова, но помешала война.

До ВОВ А.А. Яцкевич была отмечена значком "Отличник социалистического соревнования Наркомпромстройматериалов", денежными премиями дирекции завода и наркомата.

23 августа 1941 года оборудование завода, музейная коллекция и часть сотрудников были эвакуированы в город Ирбит Свердловской области. Лишь некоторые работники завода остались в городе.
Т. Н. Беспалова-Михалева позже писала: "А. А. Яцкевич оставалась на казарменном положении при пустующем фарфоровом заводе, где директором в эту пору был бывший бухгалтер завода А.М. Богданов. Как-то поздней осенью 1941 г. я и художник Л.К. Блак решили навестить наш завод. По мастерским художественной лаборатории гулял ветер, разметая листы старинных библиотечных книг, брошенных в беспорядке на волю судьбы. Анна Адамовна рассказала нам, что камуфлирует корабли, прижавшиеся к Невской набережной у завода, запасом фарфоровых красок. Было холодно, пустынно, грустно..."

Как-то Анна Адамовна обратила внимание, что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают явно выдранные из книг иллюстрации. Оказалось, это были книги из заводской библиотеки, которые были забыты в вагоне при спешной эвакуации, и вагон с книгами остался стоять в тупике. И тогда Анна Адамовна чуть не на санках стала перевозить книги обратно на завод.

Не вынеся тягот первой блокадной зимы погибли самые близкие для Яцкевич люди - мать и сестра София.

27-го июля 1943 г. А.А. Яцкевич была награждена медалью "За оборону Ленинграда", которая была вручена ей и ряду других работников завода председателем Ленгорисполкома П.С. Попковым. В том же году под руководством Н. М. Суетина возобновила работу художественная лаборатория завода. Первое, что предложил сделать художникам Николай Михайлович Суетин - создать новые интересные произведения, с которыми бы завод мог встретить 1944-й год - год 200-летия основания первого фарфорового предприятия России. 26-го июня 1944-го года Указами Президиума ВС СССР ЛФЗ им. Ломоносова был награжден орденом Трудового Красного знамени, а 64 сотрудника завода - орденами и медалями СССР. А.А. Яцкевич была награждена орденом "Красной звезды" - как единственный художник завода, все дни войны проработавший в стенах родного предприятия.

Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я  ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.
Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.

В этот период Яцкевич много работала в поисках новой росписи, которую можно было бы, с одной стороны, запустить в массовое производство, а с другой стороны, соединившей бы в себе современность, праздничность и традиции, идущие из далёкого XVIII-го века. За основу поиска была взята роспись, созданная зачинателем русского фарфора - Д.И. Виноградовым - воплощённым им в декоре первого большого российского сервиза - Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны (о нём подробнее читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/sobstvennyi-serviz-elizavety-petrovny-nevskaia-porcelinovaia-manufaktura-17561762-63db7df09e99e03fc17b3ea4). Наиболее близкой к декору Собственного сервиза XVIII-го века стала роспись "Золотая сеточка", быстро освоенная в производстве. В ноябре 1944-го года появляется знаменитая впоследствии "Кобальтовая сеточка". Вот первая опытная чайная пара, выполненная в данной росписи образца 1944-го года... С этого времени тема росписи в виде различных сеточек Яцкевич не оставляет и становится её фирменным стилем.

А вот также полюбившаяся многим поколениям Советских людей роспись "Золотая сеточка" в нескольких вариантах.

Как оказалось, перенести в массовое производство сервиз в росписи "Кобальтовая сеточка" оказалось не так-то просто. Только в 1950-м году была выработана технология, и сервиз был поставлен на поток, и с этого времени зажил собственной жизнью. Диапазон предметов, которые расписывали ставшей "классикой" ЛФЗ росписью, постоянно расширялся, и ныне насчитывает более ста позиций! Первые, от 1950-го года, предметы в росписи "Кобальтовая сеточка" хранятся в Эрмитаже. Смотрим!

Сразу после победоносного завершения ВОВ начался новый период для ЛФЗ - исполнение многочисленных заказных помпезных ваз.

14 августа 1945-го года А.В. Воробьёвский - ярчайшая "звезда" в созвездии художников ЛФЗ - писал, обращаясь к Анне Адамовне Яцкевич: "...Мне очень приятно, что Вы сделали ряд успехов в искусстве. Старайтесь, старайтесь, успех достигается ценой большого напряжения творческих сил и труда. Меня удивляет мужество, с каким Вы перенесли нечеловеческие страдания, мучительный голод и холод блокады, а особенно Вы, которая всегда были слабенькой и бледной. Но теперь Вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю".
18 марта 1946-го года А. А. Яцкевич была награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

В послевоенные годы Яцкевич были созданы многочисленные вазы, а также сервизы для массового производства. Ниже представлен один из таких сервизов, исполненный на форме "Лотос" под названием "Декоративный", а также некоторые из ваз и чашки с блюдцами.

К сожалению, очень часто у настоящих художников трудно выстраиваются "личные отношения" - вся энергию уходит в работу (которая, по сути, не прекращается никогда). Позднее племянница А.А. Яцкевич Муза Фёдоровна Феоктистова (Изотова) вспоминала: "Мы жили далеко от завода, у торгового порта. Тогда метро не было, приходилось добираться до завода часа полтора, а то и больше. Я помню, как она зимой, замерзшая, приезжала с работы домой, а утром, чуть свет, с радостью ехала к своему любимому делу."

Анна Адамовна Яцкевич ушла из жизни на пике творческого расцвета. После отпуска, проведённого в октябре 1951-го года - по заведённой традиции - на Кавказе, она заболела, и 13 мая 1952 г. на 48-м году жизни скончалась. Похоронена в Ленинграде на Богословском кладбище.

Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.