Найти тему
1,1K подписчиков

Сияющее наследие Кита Харинга

482 прочитали
Одна из самых значимых фигур в американском искусстве последней четверти XX в., художник и общественный деятель — Кит Харинг (Keith Haring) — объединил поп-арт и уличную культуру, стерев все границы.

Одна из самых значимых фигур в американском искусстве последней четверти XX в., художник и общественный деятель — Кит Харинг (Keith Haring) — объединил поп-арт и уличную культуру, стерев все границы. Рассуждая на вечные темы — рождение и смерть, любовь и ненависть — понятным языком, создавая причудливые лабиринты из простых фигур он нес искусство в массы и словом, и делом. Смелые линии, яркие цвета и активные фигуры в работах Харинга несут в себе сильнейшее послание жизни и единства.

Кит Харинг в своей студии, 1982 г. © Allan Tannenbaum
Кит Харинг в своей студии, 1982 г. © Allan Tannenbaum

Кит Харинг родился 4 мая 1958 г. в Рединге, США. Его мать Джоан Харинг была инженером, а отец Аллен Харинг зарабатывал как карикатурист-любитель. У Кита также было три сестры (Кей, Карен и Кристен). Их семья регулярно посещала объединенную Церковь Бога (United Church of God). Интересоваться искусством Кит начал в раннем возрасте, проводя время со своим отцом. Также большое влияние на будущего художника оказали мультфильмы Уолта Диснея и персонажи Looney Tunes. В подростковом возрасте Кит был вовлечен в церковное движение, но конце концов он оставил религию и уехал из дома путешествовать автостопом по Америке.

В конце 70-х годов Кит Харинг работал техником в Питтсбургском центре искусств, где познакомился с творчеством Жана Дюбюффе, Джексона Поллока и Марка Тоби. Там же, в свободное от работы время, рисовал в подсобках. Когда одна из выставок отменилась, директор предложил Харингу выставить его работы. После этого, Кит твердо решает уехать из Питтсбурга:

"Кто-то отменил выставку в одной из галерей и у них появилось свободное пространство. Директор предложил мне занять эту пустоту. Для Питтсбурга это было большим шагом вперед, особенно для меня: мне девятнадцать лет и мои работы выставляются в лучшем месте Питтсбурга после, может быть, музея. С того времени я знал, что не смогу остаться, я больше не буду доволен ни Питтсбургом, ни жизнью, которой я живу. […] Нью-Йорк, кажется, был единственным местом, куда я мог уехать".

Кит Харинг за работой в нью-йоркском метро, 1982 г. © The Keith Haring Foundation
Кит Харинг за работой в нью-йоркском метро, 1982 г. © The Keith Haring Foundation

В 1978 г. Кит Харинг переехал в Нью-Йорк и поступил в Школу изобразительных искусств на Манхэттене, где изучал живопись, семиотику, видео арт и искусство перформанса. Одновременно с учебой работал официантом в ночном клубе Danceteria. В Нью-Йорке Харинг сразу стал частью ист-виллиджской арт-сцены, тесно связанной с нью-вэйвом, хип-хоп-культурой и граффити. Известность к художнику пришла именно через стрит-арт. Он расклеивал по городу абсурдистские коллажи из газетных заголовков и рисовал мелом на черных матовых листах, закрывавших неиспользуемые рекламные щиты на станциях нью-йоркского метро. Постепенно эти эфемерные рисунки приобрели широкую известность. Харинг стал раздавать прохожим, присутствовавшим при создании рисунков, значки, и вскоре люди, причастные к его искусству, начали узнавать друг друга на улицах, создавая своего рода арт-сообщество. Харинг называл метро своей "лабораторией", местом, где он мог экспериментировать и бесплатно демонстрировать свои работы.

Кит Харинг, "Сияющий младенец", 1990 г. © The Keith Haring Foundation
Кит Харинг, "Сияющий младенец", 1990 г. © The Keith Haring Foundation

В 1980-х гг. художник создает более 50 стрит-арт работ в различных городах по всему миру. Многие из его произведений были созданы в благотворительных целях в детских больницах и приютах. По словам самого художника, энергичные линии в его работах этого времени должны были "подчеркнуть кинетическое движение, жизненную силу и эйфорию духа". Именно тогда появляются все его самые знаменитые образы: сияющий младенец, собачка, выступающая в роли золотого тельца, летающая тарелка, похищающая с земли предметы и разных существ, пирамида и, конечно же, человечки, объединенные в единый лабиринт безумным танцем. Помимо уличного искусства, Харинг вновь начинает заниматься живописью. В апреле 1986 г. в Сохо был открыт поп-магазин (Pop Shop) Кита Харинга, где художник продавал футболки, значки, постеры и прочую продукцию с изображением своих работ по демократичным ценам. Это сделало его искусство доступным для широкой публики. Когда художника спросили о коммерциализации его искусства, он сказал:

"Я мог бы заработать больше денег, если бы просто нарисовал несколько картин и задрал на них цену. Мой магазин это продолжение того, что я делал на станциях метро, разрушая барьеры между элитарным и уличным искусством".
Кит Харинг, "Pop Shop Editions", 1986 г. © The Keith Haring Foundation
Кит Харинг, "Pop Shop Editions", 1986 г. © The Keith Haring Foundation

Кит с удовольствием расписывал посетителям своего магазина футболки и страницы блокнотов. С открытием магазина работа Харинга стала в большей степени социально-политической, художник высказывался на такие сложные темы как наркомания, расизм, апартеид, СПИД, необходимость контрацепции, защиты себя и разумного отношения к половым связям. Кит проводил мастер-классы по рисованию для детей в школах и музеях, участвовал в компании по борьбе с безграмотностью и многих других благотворительных проектах.

Кит Харинг, "Невежество = страх/молчание = смерть", 1989 г. © The Keith Haring Foundation
Кит Харинг, "Невежество = страх/молчание = смерть", 1989 г. © The Keith Haring Foundation

В 1988 г. Харингу поставили диагноз — СПИД. В 1989 г. художник создает благотворительный фонд — Keith Haring Foundation. Цель фонда состоит в том, чтобы передать будущим поколениям наследие Кита Харинга и расширить понимание искусства. Фонд предоставляет гранты и финансирование некоммерческим организациям, которые нацелены на обучение обездоленной молодежи, а также на информирование людей о ВИЧ и СПИДе. Помимо этого фонд поддерживает художественные и образовательные учреждения, финансируя выставки, образовательные программы и публикации. Кит Харинг умер в возрасте 31 года, 16 февраля 1990 г., еще при жизни передав права на свое творческое наследие благотворительному фонду. На панихиду, проведенную в соборе Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке через 77 дней после смерти, в день рождения художника, пришло более 1000 человек.

Кит Харинг, "Незавершенная картина", 1989 г. © The Keith Haring Foundation
Кит Харинг, "Незавершенная картина", 1989 г. © The Keith Haring Foundation
"Я не думаю, что искусство должно что-то пропагандировать; его предназначение — освобождать душу, будить воображение, вдохновлять человека на большее. Не манипулировать человечеством, а раскрывать его лучшие качества".
— Кит Харинг.