Найти тему

Часть VIII серии статей: "Моторное масло. Стандарты, допуски, определяющие характеристики".

(Характеристики и технологии моторного масла изучаются и разрабатываются на стыке целого ряда точных наук. Исследования в данной области, это жизни поколений высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, настоящая серия статьей не является и не должна рассматриваться Вами, как попытка изложить "в двух словах" существо великого объема исследований в данной сфере .

Мы составляем данную серию для того, чтобы Вы могли:

1. Свободно ориентироваться в соверемнной номенклатуре моторного масла;

2. Выбирать масло наиболее подходящее для мотора Вашего автомобиля по минимальной цене;

3. Принимать решения относительно эксплуатации и обслуживания мотора с компетентным пониманием основных процессов, влияющих на его ресурс.

Также, мы постараемся просто и доступно объяснть, почему и как руководства по эксплуатации автомобилей необходимо внимательно читать между строк.

Наибольшую пользу Вы почерпнете из данного материала, начав его чтение с первой части).

Ссылка на Часть I:

  1. Ссылка на предыдущую часть VII:

Часть VIII

(в связи с дополнением материала частей 7 и 8, описание стандартов ACEA A/B перенесено в часть 9; ссылка внизу страницы)

Несколько определяющих слов о том, как на практике выглядит схема маркетингового использования HTHS (на примере наиболее распространенного на сегодня индекса высокотемпературной вязкости "SAE 30").

Далеко не каждый обыватель знает, что SAE 30, это не конкретная вязкость, а диапазон вязкости, в который должно укладываться масло, обозначаемое, как SAE 30.

Соответственно, масла с таким обозначением имею разную вязкость, какое-то будет более текучим, какое-то будет мене текучим, но у обоих текучесть (вязкость) будет в рамках диапазона, назначенного для индекса SAE 30. 

Естесственно, что в случае выходов за пределы диапазона SAE 30 в сторону увеличения или снижения вязкости, вязкость масла, (соответственно) стремится к диапазонам вязкости, назначенным для индексов SAE 40 или SAE 20.

Как раз в этот момент, весьма удобно начать сбивать с толку потребителей параметром HTHS (но мы этого не допустим и разъясним Вам суть).

Те, кто ссылается в своих стандартах (допусках) на параметр HTHS, как на основной носитель сведений о диапазоне допустимой вязкости (заметьте, что это, в основном, ACEA и немецкие автоконцерны), используют давно известный, простой и эффективный софистический маневр: который допустимо крато охарактеризовать, как "смещение объемов понятий при их частичном смешивании".

В академической логике это наглядно демонстрируется Кольцами Эйлера, отражающими соотношение простых множеств. То тесть, существуют достаточные основания полагать, что ACEA и немцы целенаправленно используют один из инструментов создания "Окна Овертона", являющегося одним из базовых элементов управления общественным сознанием.

Здесь, пожалуй, нет необходимости продолжать разбирать эту тему, она общедоступна по источникам и проста в освоении.

Мы продолжим разбирать начатый пример до логического завершения.

Итак, есть масло с вязкостью SAE 30 и есть достаточно часто заявляемый диапазон HTHS 2,9-3,5.

При этом, известно, что наиболее вязкое масло, укладывающееся в стандарт SAE 30 (условное SAE 34), при нагревании до 150°С покажет значение вязкости более высокое, чем HTHS 3,5. Например, это будет HTHS 3,675.

Какой от этого вред мотору? Абсолютно никакого! Всего лишь плюс 5 (условных) процентов к вязкости масла при t 150°С. Произойдет только лишь крайне незначительный рост потребления топлива, не более 0,5% (автомобиль, расходующий 10л/100 км, израсходует на 100км пути максимум на 50 мл. топлива больше).

С точки зрения глобальной экологии это весьма существенно. Однако тогда необходимо запретить более вязкое масло, ведь SAE 40, по отношению к SAE 30 повышает расход топлива уже примерно на 1,2%...

Однако, никто не спешит запрещать ни SAЕ 40, ни SAE 50, ни SAE 60.

К примеру, моторам серийных "суперкаров" McLaren, MB назначило вязкость SAE 50. Это целых 3% роста расхода топлива!

Где же здесь экология и HTHS 2,9-3,5!?

Их нет по одной простой причине: "биомасса" McLaren не покупает...

Конечно же, речь идет о моторе, сильно отличающемся от крупносериных моторов, однако, более вязкое масло потребно ему, в первую очередь, в связи с более высокими температурами ЦПГ и бОльшим давлением на поверхности пар трения КШМ, т.е., требуется сберегать ресурс баснословно дорогого высоконагруженного спортивного мотора (несколько дефорсированного с целью повышения ресурса). Про "экологическую экономичность" моментально наступает "вежливая забывчивость", ведь этот автомобиль стоит, как вертолет - даже намекать на "неэкологичность" пользователям такой техники не принято совершенно.

Для понимания эффекта "информационного тумана", создаваемого при помощи HTHS, нужно пояснить, что каждый градус температуры окружающего воздуха меняет вязкость масла в прогретом до рабочей температуры моторе примерно на 1,5%.

Температура масла, в работающем моторе сильно различается в зависимости от зон его работы.

Припостоянной температуре антифриза в блоке мотора, температура масла постоянной НЕ является!

Кроме профильных специалистов, об этом знает крайне малое количество эксплуатантов автомобилей. 

Вот ещё один факт, наглядно свидетельствующий в пользу НЕсущественности разницы в вязкости масла при 150°C (разницы в 5, 10, 15%). Факт, о котором знает еще меньше людей: при остывании моторного масла со 150°С до 40°С его вязкость повышается на сотни процентов! А при остывании до 0°С разница в вязкости приблизится к 1000%!

Маркетинговый рассчет всех тех, кто широко использует HTHS в своих тандартах и допусках опирается на три факта: 

1. Отсутствие у людей базовой информации о работе масла в моторе.

2. (Второй "уровень защиты"): неумение большинства применять на практике школьный курс физики.

3. (Третий "уровень защиты"): незнание большинством законов логики ("биомассе" ее не преподают - логику почти повсеместно исключили из школьного курса в середине прошлого века).

Да, вот так все просто, и именно потому, что наиболее эффективными в управлении сознанием масс являются наиболее простые "схемы".

(Далее, коллектив автор не выдерживает и ерничает).

В итоге, HTHS является сегодня эффективным инструметом "порчи простых и ясных умов".

"Вы только не подумайте, что можете обойтись каким-то там простым SAE 30! Не можете! Это же HTHS! Он же должен быть от 2,9 до 3,5! Это же стандарт ACEA / допуск Mersedes-Benz!"

И "клиент в стиле зомби" идет за очередной порцией масла Mersedes-Benz 229.53, даже понимая, что ни один в мире автопроизводитель никакие ГСМ сам не производит. 

"А а вдруг MB налили в канистру "Эликсир вечной жизни моего мотора"!?

Да нет, они "налили туда эликсир" вечно высокой зарплаты своего менеджмента, ведь маржа у "марочного" моторного масла (в смысле, "Toyota", "MB", "Renault", "GM"...) выше, чем у киностудий, владельцев нелегальных казино и наркоторговцев. (Нам стыдно считать чужие деньги, но иногда это вполне уместно).

Ссылка на продолжение, Часть IX: