Публикуем самые интересные ответы экспертов на вопросы: «Какие темы будут волновать избирателей в 2023 году, и как участникам выборов работать с повесткой?»
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ: СВО И БЛАГОСОСТОЯНИЕ
«Вокруг этой темы (прим. – СВО) ходит много фейков и люди постоянно находятся в напряжении из-за неизвестности. Тех, кто ждет возвращения уже призванных, будет беспокоить этот момент» – Андрей Трошкин, телеграм-канал «Архитектура Власти».
«Настроения электората будут зависеть от меняющихся экономических условий, от информации о качестве и своевременности помощи военнослужащим и их семьям. “Масла в огонь” будут подливать покинувшие страну лидеры общественного мнения, транслирующие и взращивающие протестные настроения.
Ведущие смыслы избирательной кампании этого года можно будет считать в ходе праймериз "Единой России"» – Татьяна Косачева, медиаменеджер, политтехнолог.
«Существует тенденция переключения на проблемы местного характера. Цены, ЖКХ, газификация, работа, образование, медицина, благоустройство. Необходимо показать осведомленность о проблемах, решения, выйти на диалог с населением. Вовлекать людей в решение проблем вместе с властью: обсуждение, инициативные группы, помощь населения» – Валерия Ковалёва, политолог, политтехнолог.
«Избирателей продолжат волновать все те же темы: ЖКХ, дороги, медицина, экология. Их приоритетность зависит от региона, и наполняется конкретными проблемами.
Но тренд «тотального благоустройства» сменится адресной заботой о семьях фронтовиков» - Юлия Милешкина, политтехнолог, автор тг-канала «Красотка о политике»
«Людям важно осознать, что несмотря на внешние факторы, страна не погрузится в пучину нестабильности и хаоса» – Норат Аджамян, член экспертного клуба Дигория.
«Три важных процесса, которые уже идут и напрямую повлияют на ближайшие два крупнейших избирательных цикла: смена поколений, полевая пассионарность (участникам СВО и их друзьям/семьям нужны представители), деятельный патриотизм. Ключевые темы: перезагрузка СВО (технологичность, бесшовность, сопричастность), образ будущего (молодёжь, новые города, новые возможности), человекоцентричность (социальная политика, оперативное реагирование и правда, поколенческий суверенитет)» – Вячеслав Завалин, руководитель проектной группы по межпоколенческим коммуникациям РАСО.
РАБОТА С ПОВЕСТКОЙ
«Участникам выборов нужно аргументировано объяснить, что страна на данный момент успешно отбила экономический блицкриг запада, а наше общество довольно консолидировано» - Норат Аджамян, член экспертного клуба Дигория
«Полем для возможности оппозиции становятся "гуманитарные" вопросы – за счёт здравых предложений в сфере развития экономики, социальной поддержки и сферы ЖКХ, а также здравоохранения оппозиция может получить свою часть голосов. Главным отличием становится также переход от политики слов – к политике реальных действий – избиратели хотят слышать не просто обещания, а рациональные, реализуемые предложения, хотят видеть во власти не тех, кто говорит, но тех, кто делает» - Никита Ляховецкий, политолог, колумнист «Ридус»
«При первом касании с избирателем политики должны будут предъявлять конкретные факты своего участия в СВО, волонтёрстве или помощи мобилизованным» – Дмитрий Еловский, гендиректор агентства Actor
«Оппозиции нужно выживать на конструктивных смыслах» – Михаил Глотов, политтехнолог
«От политических партий, от власти ждут конкретных поступков, популизма и предвыборных заявлений уже недостаточно» – Татьяна Косачева, медиаменеджер, политтехнолог