Евреи – народ талантливый, трудолюбивый и искренне стремящийся к образованию. Поэтому многие из них прославились в литературе, бизнесе, искусстве или каких-то иных отраслях знаний. Но мы поговорим о тех, кто не смог принести пользу России, а был вынужден эмигрировать, и его умения оказались востребованы в США.
Наш, смоленский мужик Айзек Азимов, больше всего известный формулировкой трех (гипотетических) законов робототехники, в возрасте трех лет был вывезен родителями из России после революции. Но, тем не менее, всю жизнь сохранял некую мистическую связь с родиной. Часть собственных произведений он написал под влиянием научных и технологических успехов советской страны – вывода первого спутника в космос, запуска атомной электростанции, полета человека на орбиту. За похвалу в адрес СССР он находился под наблюдением ФБР в эпоху американской «охоты на ведьм». Тем не менее, он так и не выучил русский, поскольку родители говорили на идиш, и никогда не побывал в России.
Как это принято среди первоклассных американских писателей, Айн Рэнд (т.е. Алиса Розенбаум), являлась еврейкой родом из России. Ее отец был преуспевающим аптекарем в Петербурге, но после революции потерял все. Тем не менее, он и все его домашние остались, и прожили достаточно плодотворные жизни в СССР. А вот Алиса уехала за океан по студенческой визе и стала одним из главных литературных апологетов капитализма. На западе ее идеи весьма популярны, хотя у нас про них знает только узкий круг ограниченных лиц))
Якоб Йофис, который в Америке стал называться Джейкобом Дэвисом, был стереотипным еврейским портным, который обеспечивал одеждой офицериков и респектабельных горожан в Риге. Ему посчастливилось эмигрировать в Америку в 1870-е годы в возрасте около сорока лет – задолго до того, как народовольцы отправят на тот свет царя, и по всей стране начнутся еврейские погромы. Дэвис стал изготавливать одежду и аксессуары для ковбоев – например, палатки и попоны для лошадей. Материал для этого использовался прочный, а потому в качестве креплений брались медные заклепки. И когда он познакомился с мелким предпринимателем Леви Страуссом, который много лет носился с идеей парусиновых джинсов, то посоветовал ему также применять медь, после чего изделие приобрело завершенный облик. Таким образом, он стал одним из изобретателей этого вида одежды.
Американские джазовые певицы сестры Берри родились в Бронксе, как и дети огромного количества мигрантов в Соединенные Штаты. Этот район всегда был своеобразным «отстойником» перед тем, как новые американцы поедут в другие места, чтобы устраивать свою жизнь. Тем не менее, их дед был родом из Киева и именно оттуда перевез всю свою большую семью после начала Гражданской войны. Неудивительно, что девушки были отлично знакомы с музыкальными мотивами восточноевропейских евреев и многие из своих песен спели на идиш. А их недолгая поездка в Москву привела к бурной популярности на родине.
Макс Фактор, или, до эмиграции, Максимилиан Факторович, был польским евреем, но перебрался в Россию в возрасте четырнадцати лет. Долгое время он работал гримером в лучших московских и питерских театрах и содержал магазин, где продавали косметику и парфюмерию. В конце концов, этот талантливый человек стал известен при дворе, и гримировал как царских фрейлин, так и актрис императорских театров. Но в конечном счете, решился на эмиграцию и основал в Америке известнейший на весь мир косметический бренд своего имени.
Лазарь Мейер из Минска был известен в Америке под именем Луис Майер, а чаще просто Эл-Би, поскольку его инициалы знали все, они не нуждались в уточнении. Этот человек стал одним из основателей и много лет руководил киностудией Метро-Голдвин-Майер и добился того, что под ее эгидой трудилось наибольшее количество талантливых режиссеров, сценаристов и актеров Голливуда. А начинал он с того, что в бурной молодости приобрел небольшой театр бурлеска, чьими зрителями были, в основном, бедные итальянские эмигранты.
Ида Розенталь (в девичестве – Каганович) появилась на свет в небольшом еврейском местечке около белорусской столицы. Но переехала за океан сразу после своего совершеннолетия вместе со своим женихом и много-много лет занималась пошивом женской одежды. В течение нескольких десятилетий она со своими коллегами разработала и усовершенствовала женский лифчик таким, каким мы его привыкли видеть. Ведь более ранние версии были куда менее удобными.