Судя по пылающим пабликам, даже приезд паиньками на коронацию не вернет благосклонность британцев к принцу Гарри и Меган Маркл. Последние месяцы все негативные новости о Ginge and Cringe вызывают в комментариях взрыв ликования.
Сериал Netflix получился скучным? Бум! В интервью CBS Гарри опять плакался по поводу своего детства? Бум! Бум! Интервью и анонс книги не украли внимание у именинницы Кейт? Yes! Бум! Бум! Новые спекуляции Гарри памятью матери разбудили креатив Charlie Hebdo? Хм, но yes! Бум! Бум! Бум! Кейт выглядит в красном костюме, как королева, а на Меган одежда опять плохо сидела? Бум! Бум! Бум!
Sic transit gloria mundi? Британцам жалко денег на свадьбу и коттедж? Они оскорблены обманом Сассекских, которые якобы "мегзили", чтобы дать сыну буколическую жизнь вдали от прессы, а на деле отказались от долга ради жизни американских селебрити? Винят блудных герцогов в том, что их выходки с момента сложения полномочий приблизили кончины принца Филиппа и королевы? Недоумевают из-за несостыковок в "Запасном" и неуместных откровений?
Все вместе. Но в основе всех претензий - разрушенный архетип. Американские пиарщики, формировавшие имидж Меган, не учли менталитет британцев, когда модифицировали образ Золушки – эталон, живущий в мировой культуре как минимум со времен Христа, то есть более двух тысяч лет.
Его современник, древнегреческий историк Страбон, записал историю любви могущественного Амасиса II и бывшей пленницы пиратов, прекрасной гречанки Родопис. Пока та купалась, Гор метнулся орлом за одной из ее сандалий и отнес обувь с золотой подошвой фараону. Тот был так поражен дизайном (Louboutin отдыхает) и доставкой уровня бог, что не стал диктовать писцам жалобу: «Я не Маликов, чтобы это заказывать!» Не вздохнул: «Вот бы моему гарему такие черевички!» А отправил слуг на поиски владелицы. Так рабыня Родопис стала женой царя.
Похожие истории рассказывают в Испании, Италии, Ирландии, Шотландии, Финляндии, России, Китае, Корее, Польше. Однако нарицательными стали не имена "Чернушка", "Йе-шиен", "Кхончхи" илм "Копчушек". А «Золушка», о социальном альпинизме которой рассказали сначала Перро, а потом братья Гримм.
У последних, правда, героиню зовут Замарашкой, а сюжет жестче. Начинается он предсмертным наказом матери: «…будь всегда доброю и Бога не забывай, тогда он тебе будет помощник; а я с того света на тебя смотреть стану и всегда духом буду с тобою».
Даже когда злые сестры лишают ее комнаты и нарядов, обувают в деревянные башмаки, сирота держит обещание. И скромный подарок отца – веточка орешника – прорастает на могиле родительницы в дерево.
Все желания, высказанные там, исполняются. Беленькая птичка, садясь на ветви, сбрасывает Замарашке все, что та пожелает, включая роскошные наряды для поездки на бал. Она же выклевывает сестрам сироты глаза в день свадьбы (по одному - до венчания и когда процессия покидает храм).
Так что птички, помогающие принцессам в «Шреке», – древний сюжетный (и боевой) прием. Недаром в сцене с теряющей контроль от ревности Гермионой его использует Роулинг, всегда мастерски адаптирующая европейский фольклор (пожалование хозяевами одежды как способ освобождения домовых взято ею у тех же собирателей немецких народных сказок Гримм).
Обращайся пиарщики Меган со сказками так же бережно, они бы не отступили от канонов архетипа. Особенно взаимодействуя с консервативной британской аудиторией, важнейшим культурным кодом которой является традиция. И соблюдать ее надо на всех стадиях. В том числе когда дело касается трансформации человека, воплощающего какой-либо архетип.
В случае с Золушкой первый этап предполагал старательное выполнение рутинных, зачастую неожиданных вещей. Разве не так мы стартуем в карьере или на правах члена новой семьи?
И, согласно канону, Маркл должна была начать с того, чтобы выучить королевский протокол, понравиться подданным и семье.
Это значило, что небрежно собранные в пучок волосы, вишневая помада, черный и темно-синий лак для ногтей (яркий маникюр ввели в моду простолюдинки, желавшие выглядеть, как богатые, которым чужд ручной труд), черная одежда, высокие разрезы, прозрачная юбка, открытые плечи, голые ноги запрещены.
Меган же настойчиво игнорировала эти требования. При этом зачастую ее отступления от правил имели символический или маркетинговый смысл.
Свадебное платье от небританского бренда говорило о стремлении сохранить верность родной стране и ее ценностям. Меган не учитывала, что у европейцев в ДНК вшиты ритуалы вхождения монархов в чужую семью и культуру. Их неукоснительное исполнение говорило о принадлежности и преданности венценосной особы принявшей ее стране.
Отдавая предпочтение сумкам cross-body, а не рекомендованным клатчам, Меган показывала британцам свою душевность. Намекала, что, в отличие от других титулованных дам, не прибегает к уловкам, позволяющим избежать лишних рукопожатий. Открыта людям в толпе.
Раздавая автографы, обнимая незнакомцев и демонстрируя нежность к Гарри посредством публичных объятий, поцелуев и прикосновений, герцогиня соблюдала этикет Голливуда. Не учитывая, что он регулирует взаимодействие с фанатами, но не подданными БКС.
Разница между поведением кумира и символа британской монархии сопоставима с разночтениями в сюжетах «Ледяной девы» Андерсена, на сказках которого в авторском исполнении выросло целое поколение европейских монархов (в том числе последняя русская императрица Александра Федоровна), и созданным по ее мотивам «Холодным сердцем».
В мультфильме горячая сердцем Анна противопоставлена «холодной» Эльзе, безукоризненно следующей церемониалу. Из детского страха ранить сестру и чувства вины перед ней, она вынуждена сдерживать управляемую эмоциями магию, снежный вихрь чувств. Поэтому всегда носит перчатки, которые по иронии судьбы раздражают Анну.
В нынешней БКС такой персонаж тоже есть. И это – принцесса Анна. Та самая дочь Елизаветы II и принца Филиппа, которая упала с лошади на соревнованиях в Киеве, всегда появляется на публике в белых или бежевых перчатках и никогда не пожимает простолюдинам руку. «На самом деле, мы вообще никогда не должны пожимать рук. Теория была такая, что пожать руку всем не получится, так что не стоит и начинать. Я решила придерживаться этого правила, но вижу, что остальные пренебрегают им», – пояснила она однажды в интервью.
Хотя пиарщики Меган в своей работе, конечно, отталкивались не от образов Эльзы и Анны. Тем пришлось научить друг друга выражению чувств и сдержанности. Первое делает счастливым, второе уберегает доверчивых людей от беды. Кроме того, сестры преодолевали испытания ради подданных и семьи. Американская команда опиралась на проверенный диснеевский бренд – «Золушку».
Во второй части трилогии - «Мечты сбываются» - героиня наскоком осваивает жизнь при дворе. «Надеюсь, я быстро всему обучусь?» – спрашивает она. И предлагает придворным дамам приготовленный завтрак. Ей объясняют, что «принцесса никогда не готовит еду самолично. Это нарушает все правила хорошего тона».
Золушка остается верна рабочему сарафану с косынкой – ее убеждают: «К обеду придется одеть что-то более официальное!» Пробует преобразить темные покои – «Нет, нет и нет! Шторы должны быть задернуты!» Надеется пригласить на дворцовое торжество деревенских друзей – «Вы должны блюсти традиции! Чернь никогда не допускается во дворец. Это дурной тон!»
В результате у героини происходит нервный срыв. В шоке даже мыши (хорошо, не птицы). А спасительным выходом из конфликта «остаться собой / понравиться двору» становится решение: «Я была судомойкой, когда принц на мне женился. И он полюбил меня, какой я была. А я стараюсь измениться, следуя чужим правилам! Одеваться, как велят. А прическа? Ууух! У меня все получится. Только не нужно мне пытаться стать другой! (…) Я устрою этот праздник по-своему». В результате простолюдины приглашены, занавески открыты, яркие салфетки постелены, свита пляшет польку, шоколадный пудинг добавлен в меню вместо чернослива, полезного для здоровья короля.
Прибывший из поездки по делам государства правитель сначала в бешенстве, но, залюбовавшись видом из окна и слизнув капающий из надетого на голову блюда пудинг, как Бунша, кричит: «Танцуют абсолютно все!» А потом, будучи в восторге от «новых традиций», надевает Золушке тиару: «Ты настоящая принцесса».
Меган, как мы помним, испытать такое признание (и тиару) от Елизаветы II не довелось. Потому что быть членом королевской семьи – очень тяжелый, изматывающий, непрерывный и не всегда благодарный труд. Да, рожать на глазах у придворных уже не нужно. Но стоять с прямой спиной, на каблуках и улыбаться, держа младенца, во время фотосессии через несколько часов после родов, мягко говоря, желательно до сих пор.
Золушка "дорастает" до принцессы благодаря долготерпению и доброте. Минуя этот этап, королевой не стать. Если только злой.
Как мачеха Белоснежки, которая все же пришла посмотреть на воскресшую падчерицу. И тоже была вынуждена примерить необычную обувь. «Но были уже поставлены для нее на горящие угли железные туфли, и принесли их, держа щипцами, и поставили перед нею. И должна была она ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока, наконец, не упала она мертвая наземь».
Другой вариант есть. Его выбрала Кейт Миддлтон. В результате их с Меган судьбы вписались в еще один контекст европейских сказок - о добрых и недобрых девушках. Но это уже другая история.
#меганмаркл #золушка #архетипы #золушка2 #холодноесердце