Продюсер...продюсер... каждый слышал это слово, но зачастую люди не до конца понимают кто он, этот ваш продюсер? Чем отличается от режиссёра? Да и зачем вообще он нужен в продакшене? Именно на эти вопросы я хотела бы сегодня ответить. Разберем на примере кино.
Чуть-чуть истории.
Producer, от produce — производить. Впервые о профессии как "Продюсер" заговорили в 1910 годах в Голливуде. после объединения кинокомпаний для создания общих работ, и тут же возникла потребность в человеке, который бы руководил организационными вопросами на всех этапах создания фильмов.
В России профессия продюсер появилась после распада СССР и бывшие администраторы и директора кинокомпаний стали заниматься продюсированием. Первый успешный проект был создан Сергеем Сельяновым. В эпоху бандитизма, коррупции и беспредела самыми успешными проектами, которыми занимался Сергей Стали проекты “Брат”, “Особенности национальной рыбалки”.
Следующий русский продюсер имя, которого всем известно это Константин Эрнст, прославившийся фильмом “Ночным дозором” в 2004 году. Новые технологии и жанр русский фэнтези, в пересчете на доллары США принесли картине 16 миллионов долларов, что стало настоящей постсоветской сенсацией. “После выхода «Ночного дозора» стало очевидно, что русское кино может на своей территории побить любой иностранный фильм.” К. Эрнст
После серии кассовых сборов Константин Эрнст выступил продюсером мультфильма «Моя любовь» легендарного режиссера Александра Петрова. 26-минутную картину номинировали на «Оскара» в 2007 году.
В чем суть профессии?
Мне очень импонирует цитата из книги Александра Роднянского "Выходит продюсер":
"Такова уж судьба продюсера: он моральное и эмоциональное прикрытие художника. За любым художником стоит продюсер. А вот за продюсером не стоит никто."
И правда, на продюсере лежит огромная ответственность. Он выступает мотором для всей команды и контролирует практически все организационные процессы съемок, постпродакшена и продвижения. Давайте же разберёмся.
За что отвечает продюсер продакшена?
Самая главная цель кинопродюсера - это обеспечить съёмочной группе благоприятные условия для съемок проекта.
Например, в его обязанности входит:
1. Организация.
Продюсер должен выстраивать и контролировать процесс съемок, соблюдение сроков и качество работы всех членов группы.
2. Финансовые вопросы.
Очень важный пункт для всего проекта, а занимается им продюсер продакшена. Необходимо следить за бюджетом, не совершать перерасходов, не допускать простоев и проконтролировать, чтобы платежи поступали в срок.
Хороший продюсер всегда придумает как реализовать сценарий и уложиться в бюджет.
3. Творческий процесс.
В большей степени творчеством занимается режиссер, но именно продюсер должен следить за тем, чтобы процесс не отклонялся от плана. В этом вопросе важно не мешать, но и не забывать приглядывать за командой.
4. Это ещё не всё.
Скажите - все эти работы с легкостью выполняет режиссер, именно поэтому зачастую эти профессии не только пересекаются, но и режиссеры с коммерческой жилкой становятся сами продюсерами. Задача найти инвестора, грамотно распределить финансы, организовать рабочие процессы проекта, собрать команду, знать маркетинговую и пиар составляющую это все верхушка айсберга.
Чем продюсер отличается от режиссёра?
Это совершенно разные профессии, но они зачастую они совмещаются.
Итак, у Вас есть идея и логлайн (самое краткое изложение идеи, обычно объем составляет не более 10 предложений, в которой автор идеи доносит суть конфликта, замысел, но так чтобы он был понятен и интересен).
Для того чтобы получить на это бюджет Вы идете к продюсеру, который составляет инвестиционный проект фильма.
В нем есть основные столпы: логлайн (в отличии от синопсиса более подробное описание фильма, детали сюжета, которые влияют на историю, описание героев. «Synopsis» – это «резюме») , синопсис, режиссер, директор по кастингу, продакшн и план рекламной кампании.
Если простыми словами, то режиссер - это человек, который регулирует все внутренние процессы к подготовке съемочного процесса, а также процесс на площадке, а продюсер инициирует проект, собирает команду и регулирует все внешние процессы.
Продюсер - это человек, который решает кто, где и за какую цену будет снимать и продвигать работу.
Мифы о профессии:
1. "Да что там сложного? Выбрал режиссер, знаменитых актеров, локацию, арендовал реквизит и всё. Любой справится"
Чтобы стать хорошим продюсером, необходимо учиться годами, иметь аналитический и стратегический склад ума, организаторские способности, обладать финансовой и юридической грамотностью, разбираться в кино, рекламе и безусловно обладать харизмой и лидерскими качествами. А даже если вы уже хороши в этом деле, ни в коем случае не прекращать обучение. Мир изменчив, а вы не должны стоять на месте.
2. "Продюсеры гребут деньги лопатами".
Очень популярное заблуждение. Ставка начинающего продюсера будет 20.000 рублей. Чтобы зарабатывать большие деньги, нужна большая ответственность и умение работать 24/7 в прямом смысле этого слова. Продюсеры это фанатики, которые живут профессией, обладают самодисциплиной и постоянно получают образование. Назвать себя продюсером и надеяться на успех сидя на попе ровно не получится, быть гибким стрессоустойчивым, иметь стратегическое мышление и работать с полной самоотдачей для других, а не для себя.
Но не всё так плохо! Немного мотивации для вас:
Топ 3 самых известных и богатых продюсеров в Голливуде.
- ДЖОРДЖ ЛУКАС – 4.3 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ (самые известные франшизы - Звездные войны, приключения Индиана Джонс)
- СТИВЕН СПИЛБЕРГ – 3.5 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ. (Инопланетянин, Челюсти, Аватар, Люди в черном (в качестве продюсера))
- ДЖЕРРИ БРУКХАЙМЕР – 850 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ. (Пираты Карибского моря - самая успешная франшиза, Армагедон, Перл Харбор …)
Топ 3 самых известных и богатых продюсера в России.
- АНТОН ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ – 4 млрд руб. (Мистер Нокаут, Сердце Пармы, Чебурашка))
- ЛИКА БЛАНК 2 млрд руб. (Мой папа – вождь, Молодой человек, Календарь ма(й)я, Чебурашка.)
- ВАДИМ ВЕРЕЩАГИН – 2 млрд руб. (Чебурашка)
Как вы уже поняли, продюсер - это сердце и мозг съемочного процесса наравне с режиссером. Он создаёт команду и делает всё, чтобы проект вышел успешным, потому что от этого напрямую зависит и его успех.
Если вы хотите стать продюсером, добро пожаловать.
Моя любимая фраза “Помогите Талантам, бездарности прорвутся сами” Именно этим принципом я и руководствуюсь в своей профессии. Сейчас самое время открыть двери талантам.
Всем кто дочитал, отдельное мерси и сердечко, Ваша Татарникова Яна "Дневник продюсера, но это не точно"