Найти в Дзене

Из ленинской гвардии

В нашем городе по улице Ленинской до сих пор сохранился старинный дом, который от времени словно в землю врос. Здесь, в доме своего деда, 20 июня 1872 года (по старому стилю) родилась известная русская революционерка Ольга Ивановна Чачина. Вместе с братом Колей и сестрой Катей она бегала по тихой Дворянской улице, а за домами, в густых садах, зрели душистые антоновки, и ветви «родительских» вишен сгибались под тяжестью плодов. Дети рано остались без отца, и все хлопоты и заботы легли тяжелым бременем на мать. Вскоре семья перебирается в Нижний Новгород. Оля учится в гимназии и, чтобы как-то помочь матери, дает уроки, занимается перепиской. Закончив в 1892 году с отличием педагогические курсы при Нижегородской гимназии, она с подружками едет в Петербург, учится на высших женских курсах, преподает в воскресной школе для рабочих. Молодежь в то время была захвачена идеями народничества, и Ольга Ивановна втягивается в революционную работу, ведет переписку, распространяет литературу, устанав

В нашем городе по улице Ленинской до сих пор сохранился старинный дом, который от времени словно в землю врос. Здесь, в доме своего деда, 20 июня 1872 года (по старому стилю) родилась известная русская революционерка Ольга Ивановна Чачина. Вместе с братом Колей и сестрой Катей она бегала по тихой Дворянской улице, а за домами, в густых садах, зрели душистые антоновки, и ветви «родительских» вишен сгибались под тяжестью плодов.

Дети рано остались без отца, и все хлопоты и заботы легли тяжелым бременем на мать. Вскоре семья перебирается в Нижний Новгород. Оля учится в гимназии и, чтобы как-то помочь матери, дает уроки, занимается перепиской. Закончив в 1892 году с отличием педагогические курсы при Нижегородской гимназии, она с подружками едет в Петербург, учится на высших женских курсах, преподает в воскресной школе для рабочих.

Молодежь в то время была захвачена идеями народничества, и Ольга Ивановна втягивается в революционную работу, ведет переписку, распространяет литературу, устанавливает явки. В ноябре 1896 года попадает под негласный надзор полиции и «ввиду вредного направления деятельности как преподавательницы», лишается права заниматься любимым делом – учить молодежь и рабочих.

Последовали обыски, дознания в жандармском управлении по делу «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Устанавливается, что Ольга Ивановна ведет антиправительственную пропаганду среди рабочих, оказывает содействие в печатании воззваний «Союза борьбы».

И вот мрачные тюремные стены. Восемь месяцев – время есть, чтобы подумать. Тысячи людей томились в ссылках и тюрьмах, а сколько уже погибло на виселицах. Нет, Ольга Ивановна не боится смерти, но она все больше не видит смысла народнического движения и постепенно переходит к марксизму.

Потом последовало «высочайшее» повеление: «Революционерку Чачину на два года сослать в Уфимскую губернию». В Уфе она встречается с Н.К. Крупской, М.П. Цюрупой, М.И. Ульяновой, и между ними завязывается крепкая дружба. Здесь О.И. Чачина впервые встречается с В.И. Лениным, сюда не раз приезжал революционер-нижегородец А.И. Пискунов, и нижегородцы подолгу беседуют с Ильичем.

После ссылки Ольга Ивановна поселяется в Казани, да ненадолго: за участие в уличной демонстрации она снова была арестована. Ей запрещено жить в университетских городах, а также в Ярославле, Риге, в фабрично-заводских районах. За ней постоянно следит полиция.

С трудом удается ей перебраться в родной город Нижний. Дух марксизма завладел передовыми умами волжской столицы, создается группа РСДРП во главе с сормовичами: И.П. Ладыжниковым, П.А. Заломовым, А.И. и Е.И. Пискуновыми и другими. Это была крепкая группа ленинцев-искровцев.

Ольга Ивановна ведет переписку, устанавливает связи с заграницей, переправляет нелегальную литературу, поддерживает связь с другими социал-демократическими организациями, помогает организовать в Н. Новгороде подпольную типографию. В декабре 1905 года она среди восставших сормовских рабочих.

После разгрома первой русской революции О.И. Чачина не прекратила своей деятельности. Заведуя городской библиотекой, где у нее была квартира, она скрывает, переодевает, достает паспорта видным участникам революции. Ее квартира стала местом конспиративных встреч.

«Скромная, застенчивая, с мягким и добрым характером, Ольга Ивановна в то же время отличалась большой идейной определенностью, ясностью мысли, большим мужеством и самоотверженностью в работе», - писала М.И. Ульянова.

Однажды в период разгула столыпщины в здание, где собрались нижегородские социал-демократы, внезапно ворвалась полиция, начался переполох, уничтожение бумаг… Воспользовавшись суматохой, Ольга Ивановна тихо и незаметно вышла в другую дверь и побежала по адресам арестованных товарищей и на их квартирах провела такую «чистку», что начавшиеся массовые обыски уже не дали полиции никаких результатов.

О.И. и Е.И. Чачины, А.И. Пискунов, И.Р. Романов, Н.А. Семашко были стойкими большевиками-ленинцами и сыграли большую роль в нашем крае и в период Великой Октябрьской социалистической революции.

После революции О.И. Чачина работает в комиссариате народного просвещения. Она была близкой к семье Ульяновых, являлась верной сподвижницей В.И. Ленина.

В фондах Сергачского народного музея сосредоточиваются и хранятся все материалы, связанные с жизнью и деятельностью нашей землячки О.И. Чачиной. Музей переписывается с ее дочерью Е.П. Страксон, которая сейчас живет в Москве. На доме, где родились и провели свое раннее детство сестры Чачины, следовало бы установить мемориальную доску.

В.Громов, краевед.