Сегодня мы продолжим наш рассказ о загадке золотого браслета с надписью на латыни «От господина – своей рабыне». Первую часть читаем здесь.
Напомню, что в 2000 году в пригородной вилле Помпей (возможно в придорожной таверне или гостинице) нашли два скелета, один из них явно женский с двумя золотыми браслетами. На одном четко читалась надпись: «Dominus suae ancillae» (Господин - своей рабыне). Рядом нашли истлевшую сумку с драгоценностями. Второй скелет принадлежал человеку постарше, вероятно, мужчине. Логично предположить, что это и есть сам господин и его рабыня, погибшие во время извержения Везувия почти две тысячи лет назад.
Но вот теперь настало нам время расставить точки над "i". Дело в том, что статья о раскопках с интервью археолога профессора Антонио Де Симоне написана по горячим следам, когда раскопки еще не закончились, а их результаты не были еще тщательно изучены и проанализированы.
Что же мы знаем теперь, когда прошло более 20 лет после этой находки?
На самом деле в ноябре 2000 года в здании недалеко от Помпей, которое было идентифицировано как придорожная таверна (постоялый двор), в одной из комнат нашли останки не двух, а пятерых (!) человек.
Двое взрослых и трое детей в возрасте 4, 8 и 14 лет (один ребенок, судя по украшениям, точно девочка). Первый скелет из взрослых принадлежал женщине в возрасте примерно 30 лет с золотыми браслетами в виде змей, золотым колечком на левой руке, золотой же цепочкой на шее. Рядом с ней лежал увесистый кошель (небольшая сумка) с ее драгоценностями – с очень длинной золотой плетенной цепочкой, двумя золотыми браслетами с шарами, три золотых кольца, золотое колье с подвеской в виде крылатого эрота, две золотых монеты (ауреса) и одна серебренная (дуплондий).
Два золотых браслета с шарами (полусферами)
А вот второй взрослый скелет, как оказалось принадлежал на самом деле не мужчине, а женщине 40 лет! Значит с версией гибели рабыни со своим господином нам придется распрощаться.
Тщательно исследовав браслет с надписью и парный ему – археологи пришли к выводу, что оба браслета носились достаточно долго и имеют явные следы износа и ремонта. Собственно поэтому второй браслет и развалился на части.
Так может и надпись сделана задолго до гибели самой женщины? Тогда, вероятно, надпись могла не иметь отношения к ней, например, она его купила или он достался ей в наследство, а на самом деле она была свободной женщиной. Уж очень здесь много золота для одной пусть даже очень любимой рабыни господина.
Нет. Ответ отрицательный.
Надпись не была сколько-нибудь заметно потерта в процессе носки браслета, но главное — обратите внимание на её смысл: «господин — своей рабыне». Не «моей любимой Юлии от Марка», а именно обезличено — «рабыне от господина». Он явным образом указывает на суть отношений: хозяин — рабыня. Продать такой браслет невозможно, ведь он указывает, что и сама она также собственность господина и не в вправе распоряжаться даже подарком себе. Ни одна свободная женщина НИКОГДА не станет носить украшение с подобной надписью, а значит наша женщина все же именно рабыня и браслет подарили ей.
Вторая причина, что заставляет нас думать так – монеты. Смотрите сами, эта куча золотых украшений стоит целое состояние, а у нее всего две золотых монеты и одна серебряная. Будь она хозяйкой дома ее кошель был бы набит серебряными монетами, ну и несколько штук бронзовой мелочи. Золотом расплачивались крайне редко. Куда чаще золотые монеты использовались как средство накопления.
Вот все накопления этой женщины – лишь две золотых монеты? Какой-то явный перекос – груда золота и всего две монеты, но если представить, что она рабыня – все встает на свои места. Она не распоряжается деньгами в доме, а потому у нее их нет и не должно быть.
Далее, давайте глянем, на этот совершенно замечательный золотой шнур длиной, не поверите, два метра сорок сантиметров!
Такие украшения — в виде длинной цепочки на теле мы никогда не увидим на римских матронах, а вот на игривых фресках и статуях изображающих обнаженных Венер — сколько угодно.
Пришлось удалить фото античных фресок и обнаженные статуй богини и о тавить одну <<венеру в бикини> > (Здесь нет обнаженки -- она в " бикини"!) дабы публикации не поставили NSFW.
Вот сцена.. эмм.. любовных игрищ на стене в Помпейских банях.
И снова пришлось извращаться во избежани тега NSFW, ибо модераторы ресурса бдят за вашим целомудрием!
Да-да, это именно то, что вы подумали, бородатый мужик ублажает молодую красотку. Но нас с вами здесь больше интересует ее золотое украшение — очень похожее на найденный золотой шнур и на украшения Венеры.
И вот тут, кажется, мы с вами начинаем понимать..
Кто из женщин мог себе позволить вызывающе сверкать своими драгоценностями в придорожной гостинице? Нет, вовсе не скромная римская матрона, верная жена своего мужа, а скорее содержанка или элитная проститутка!
А если вспомнить, что Венера, богиня не только возвышенной любви, но и продажной, то есть является покровительницей проституток, сомнений уже не остается.
В этом районе роскошных загородных вилл (вроде нашей Рублевки) постоялый двор с таверной вполне мог быть местом отдыха местных нуворишей. И хотя формально такое заведение не являлось публичным домом, но несомненно могло оказывать и такие услуги. В Помпеях на стенах дешевых таверн часто писали сколько берет та или иная официантка за свои услуги, что именно и как она умеет делать. При таких забегаловках всегда найдется одна или пара крохотных комнат, где можно по быстрому перепихнуться.
Была ли наша молодая женщина элитной проституткой (на заработках для своего хозяина), или просто любимая рабыня-наложница господина бежала из города, прихватив все свои драгоценности, и укрылась со своей служанкой в местной гостинице вместе с перепуганной детворой, пережидая извержение, мы можем сегодня лишь предполагать.
Но, наверняка, за все это золото она так или иначе заплатила своим телом.
И вот теперь настало время закончить нашу историю….
С вами сегодня был ваш старый знакомый Лысый Камрад (LKamrad).