Предыдущая публикация была посвящена Преображенскому собору, который в городе более известен как Белая церковь. А еще у нас есть Красная церковь. Это самое монументальное культовое сооружение в Иванове. Вид у нее грандиозный и судьба интересная. Так что рассказать о ней непременно следует. После того, как в конце 19 в. село Иваново и посад Вознесенский объединились и получили статус города, в Иваново-Вознесенске происходило активное храмовое строительство. На территории посадской стороны, как менее развитой, в местечке Ямы и Ушаково на общественном сходе в 1900 г. решено было строить крупную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В отличие от других ивановских храмов, его заказчиками были не фабриканты. Строительную комиссию организовали несколько богатых ивановских крестьян. Стоит озвучить их фамилии - М. И. Киселёв, С. С. Воронин, а также К. Ф. Кнорре, управляющий вотчинной конторой Шереметевых. Земельный участок пожертвовал граф С.Д. Шереметьев. Строили народным способом. Взносы поступали от ряда фабрикантов (Н.Г. и Н.Х Бурылины, И.К. Маракушев, М.Н. Гарелин, И.А. Соколов и др.), купцов, коллективов рабочих и служащих, были и крупные анонимные пожертвования. Проект выполнил Владимирский губернский архитектор П.Г. Беген. Торжественная закладка храма состоялась в 1901 г., а освящение – только через шесть лет. Быстрее запустить храм встрой помешали революционные события 1905 г. Несмотря на поступающие средства, их постоянно не хватало, и нередко строительные материалы, церковная утварь покупались в кредит. В связи с этим все члены строительной комиссии из нее вышли, и завершал создание храма крестьянин С.С. Воронин, возглавивший затем церковную общину. Вплоть до самой революции он так и не смог выплатить долги. Поэтому храм оказался без настенной живописи, на которую банально не хватило средств. Установили лишь довольно скромный иконостас.
Фасады Введенского храма выполнены в «русском» стиле с использованием византийских мотивов. Храм имеет в плане форму креста и завершен мощным пятиглавием с центральным световым барабаном.
Фасады богато оформлены многочисленными декоративными элементами, выполненными из красного кирпича в технике лицевой кладки. Поэтому в народе прижилось название Красная церковь.
Приведу одну любопытную фотографию 1934 года из фондов Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина, сделанную с самолёта.
Разителен контраст грандиозного храма и одноэтажной деревянной застройки. Только вдали виднеются фабричные корпуса. Вот так убого выглядело Иваново девяносто лет назад.
Введенский храм постигла та же участь, что и другие церкви Иваново-Вознесенска. 22 октября 1935 г. власти передали храм обновленцам, и народ перестал его посещать. Ссылаясь на это обстоятельство, городские власти в 1938 г. его закрыли. Убранство храма и иконы были разграблены, а в опустевшем здании расположился Областной Государственный архив.
Во время войны в 1942 г. была сделана первая попытка открыть храм. Верующие собирали подписи, писали многочисленные прошения. Но власти посчитали, что к открытию церкви нет никаких оснований. Затем вопрос много раз поднимался в 1950-е гг. Известный на Ивановской земле святой старец Леонтий Михайловский, который 25 лет провел в лагерях и тюрьмах, говорил: "Храм отдадут, придет время. Но только о нем надо будет кричать на весь мир". Его предсказание сбылось. Действительно, открытие церкви сопровождалось драматическими событиями. В начале 1989 г. четыре женщины из церковной общины объявили голодовку, провели 11 дней и ночей на церковном крыльце, добиваясь возвращения храма верующим. Событие вызвало много откликов в отечественной и зарубежной печати. Фотографии голодающих женщин разошлись по всему миру. В это время по стране уже шла волна возвращения храмов верующим, и в Страстной Четверг 1990 г. одной из женщин, принимавших участие в голодовке, Ларисе Васильевне Холиной передали ключи от храма. Первую службу в Пасхальную ночь архимандрит Амвросий совершил на паперти храма под открытым небом.
Храм был в жалком виде: стены в огромных дырах - следы от вбитых бревен под стеллажи для документов, окна выбиты, крыша течет. Около года храм был приходским, а в 1991 г. здесь учредили женский монастырь. С того времени храм начал постепенно возрождаться. Поскольку монастырь создавался на основе обычного приходского храма, выстроили новые здания – трапезную и жилые корпуса для монахинь, а над воротами поднялась колокольня.
Новые постройки, спроектированные в «русском» стиле архитектором И.К. Русакомским, создают единый ансамбль со зданием храма.
С самого основания монастыря в нем работает церковная иконописная мастерская, что позволило в достаточно короткие сроки и за разумные средства обновить внутреннее убранство храма. За это время создан пятиярусный иконостас с двумя дополнительными рядами, выполнена роспись стен (чего не успели сделать до революции).
Очень богатый иконостас с обильной позолотой. И цветные витражи придают праздничный вид.
Внутренний объем церкви огромный. Большое открытое внутреннее пространство достигнуто благодаря применению современных строительных технологий с использованием бетона, что позволило обойтись без опорных столбов за счет пересечения двух пар арок, опирающихся на стены.
На фотографии так же видно, что купол еще не расписан. Но в церкви уже были установлены леса, так что до полного завершения работ осталось совсем немного времени.
Красная (Введенская) церковь живописно расположена на главном городском проспекте – Шереметьевском. Крупный церковный ансамбль играет важную градостроительную роль и оживляет невыразительную застройку проспекта.
Может создаться впечатление, что Красную церковь я фотографировал исключительно после дождя, и в этом есть доля истины. Фотографы меня поймут. Краски неба, мокрый асфальт помогают получить художественные изображения.
Большие лужи, образовавшиеся после ливня, так же способствуют фотографу сделать интересные кадры.
Кто-то лужу обходит по газону, а кто и прямо по луже марширует.
Но есть фотографии, сделанные и в сухую погоду. Например, на следующем снимке запечатлен крестный ход от Красной церкви в день праздника Собора Иваново-Вознесенских святых с ковчегом с частицей Ризы Пресвятой Богородицы.
А еще у нас бывают вот такие туманы, Лондон отдыхает.
Без зимней фотографии Красной церкви серия была бы не полной.
Есть у нас еще один интересный храм. О нем рассказ будет в какой-нибудь следующей истории.
Источники информации. Тихомиров А.М. Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена – Иваново: ИД «Референт», 2022.
Сайт sobory.ru