Найти тему
Русская глубинка

Красная церковь - самый большой и красивый храм в Иванове

Предыдущая публикация была посвящена Преображенскому собору, который в городе более известен как Белая церковь. А еще у нас есть Красная церковь. Это самое монументальное культовое сооружение в Иванове. Вид у нее грандиозный и судьба интересная. Так что рассказать о ней непременно следует. После того, как в конце 19 в. село Иваново и посад Вознесенский объединились и получили статус города, в Иваново-Вознесенске происходило активное храмовое строительство. На территории посадской стороны, как менее развитой, в местечке Ямы и Ушаково на общественном сходе в 1900 г. решено было строить крупную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В отличие от других ивановских храмов, его заказчиками были не фабриканты. Строительную комиссию организовали несколько богатых ивановских крестьян. Стоит озвучить их фамилии - М. И. Киселёв, С. С. Воронин, а также К. Ф. Кнорре, управляющий вотчинной конторой Шереметевых. Земельный участок пожертвовал граф С.Д. Шереметьев. Строили народным способом. Взносы поступали от ряда фабрикантов (Н.Г. и Н.Х Бурылины, И.К. Маракушев, М.Н. Гарелин, И.А. Соколов и др.), купцов, коллективов рабочих и служащих, были и крупные анонимные пожертвования. Проект выполнил Владимирский губернский архитектор П.Г. Беген. Торжественная закладка храма состоялась в 1901 г., а освящение – только через шесть лет. Быстрее запустить храм встрой помешали революционные события 1905 г. Несмотря на поступающие средства, их постоянно не хватало, и нередко строительные материалы, церковная утварь покупались в кредит. В связи с этим все члены строительной комиссии из нее вышли, и завершал создание храма крестьянин С.С. Воронин, возглавивший затем церковную общину. Вплоть до самой революции он так и не смог выплатить долги. Поэтому храм оказался без настенной живописи, на которую банально не хватило средств. Установили лишь довольно скромный иконостас.

Фасады Введенского храма выполнены в «русском» стиле с использованием византийских мотивов. Храм имеет в плане форму креста и завершен мощным пятиглавием с центральным световым барабаном.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фото 1907 г. из открытых источников.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фото 1907 г. из открытых источников.

Фасады богато оформлены многочисленными декоративными элементами, выполненными из красного кирпича в технике лицевой кладки. Поэтому в народе прижилось название Красная церковь.

Красная церковь. Фото автора 2011 г.
Красная церковь. Фото автора 2011 г.

Приведу одну любопытную фотографию 1934 года из фондов Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина, сделанную с самолёта.

Под крылом самолета.
Под крылом самолета.

Разителен контраст грандиозного храма и одноэтажной деревянной застройки. Только вдали виднеются фабричные корпуса. Вот так убого выглядело Иваново девяносто лет назад.

Введенский храм постигла та же участь, что и другие церкви Иваново-Вознесенска. 22 октября 1935 г. власти передали храм обновленцам, и народ перестал его посещать. Ссылаясь на это обстоятельство, городские власти в 1938 г. его закрыли. Убранство храма и иконы были разграблены, а в опустевшем здании расположился Областной Государственный архив.

Во время войны в 1942 г. была сделана первая попытка открыть храм. Верующие собирали подписи, писали многочисленные прошения. Но власти посчитали, что к открытию церкви нет никаких оснований. Затем вопрос много раз поднимался в 1950-е гг. Известный на Ивановской земле святой старец Леонтий Михайловский, который 25 лет провел в лагерях и тюрьмах, говорил: "Храм отдадут, придет время. Но только о нем надо будет кричать на весь мир". Его предсказание сбылось. Действительно, открытие церкви сопровождалось драматическими событиями. В начале 1989 г. четыре женщины из церковной общины объявили голодовку, провели 11 дней и ночей на церковном крыльце, добиваясь возвращения храма верующим. Событие вызвало много откликов в отечественной и зарубежной печати. Фотографии голодающих женщин разошлись по всему миру. В это время по стране уже шла волна возвращения храмов верующим, и в Страстной Четверг 1990 г. одной из женщин, принимавших участие в голодовке, Ларисе Васильевне Холиной передали ключи от храма. Первую службу в Пасхальную ночь архимандрит Амвросий совершил на паперти храма под открытым небом.

Храм был в жалком виде: стены в огромных дырах - следы от вбитых бревен под стеллажи для документов, окна выбиты, крыша течет. Около года храм был приходским, а в 1991 г. здесь учредили женский монастырь. С того времени храм начал постепенно возрождаться. Поскольку монастырь создавался на основе обычного приходского храма, выстроили новые здания – трапезную и жилые корпуса для монахинь, а над воротами поднялась колокольня.

Монастырский комплекс. 2004 г. Примечание: здесь и далее  - фотографии автора.
Монастырский комплекс. 2004 г. Примечание: здесь и далее - фотографии автора.
Колокольня и вход в монастырь. 2013 г.
Колокольня и вход в монастырь. 2013 г.

Новые постройки, спроектированные в «русском» стиле архитектором И.К. Русакомским, создают единый ансамбль со зданием храма.

С самого основания монастыря в нем работает церковная иконописная мастерская, что позволило в достаточно короткие сроки и за разумные средства обновить внутреннее убранство храма. За это время создан пятиярусный иконостас с двумя дополнительными рядами, выполнена роспись стен (чего не успели сделать до революции).

В храме. 2023 г.
В храме. 2023 г.
Фрагмент иконостаса. 2023 г.
Фрагмент иконостаса. 2023 г.

Очень богатый иконостас с обильной позолотой. И цветные витражи придают праздничный вид.

Внутренний объем церкви огромный. Большое открытое внутреннее пространство достигнуто благодаря применению современных строительных технологий с использованием бетона, что позволило обойтись без опорных столбов за счет пересечения двух пар арок, опирающихся на стены.

Арки и купол храма. 2023 г.
Арки и купол храма. 2023 г.

На фотографии так же видно, что купол еще не расписан. Но в церкви уже были установлены леса, так что до полного завершения работ осталось совсем немного времени.

Красная (Введенская) церковь живописно расположена на главном городском проспекте – Шереметьевском. Крупный церковный ансамбль играет важную градостроительную роль и оживляет невыразительную застройку проспекта.

Город умытый дождем.
Город умытый дождем.

Может создаться впечатление, что Красную церковь я фотографировал исключительно после дождя, и в этом есть доля истины. Фотографы меня поймут. Краски неба, мокрый асфальт помогают получить художественные изображения.

Большие лужи, образовавшиеся после ливня, так же способствуют фотографу сделать интересные кадры.

Умный в лужу не пойдет.
Умный в лужу не пойдет.

Кто-то лужу обходит по газону, а кто и прямо по луже марширует.

Лужа и отражение.
Лужа и отражение.

Но есть фотографии, сделанные и в сухую погоду. Например, на следующем снимке запечатлен крестный ход от Красной церкви в день праздника Собора Иваново-Вознесенских святых с ковчегом с частицей Ризы Пресвятой Богородицы.

Крестный ход  в день праздника Собора Иваново-Вознесенских святых. Фото 2012 г.
Крестный ход в день праздника Собора Иваново-Вознесенских святых. Фото 2012 г.

А еще у нас бывают вот такие туманы, Лондон отдыхает.

Туманное утро.
Туманное утро.

Без зимней фотографии Красной церкви серия была бы не полной.

Зимний вид.
Зимний вид.

Есть у нас еще один интересный храм. О нем рассказ будет в какой-нибудь следующей истории.

Источники информации. Тихомиров А.М. Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена – Иваново: ИД «Референт», 2022.

Сайт sobory.ru