Найти в Дзене
СВЯТЫЕ ONLINE

3 февраля - память преподобного Максима Грека

Cын богатого греческого сановника из города Арте (Албания), много путешествовал, изучал языки и науки, наконец, принял иночество на Афоне в греческом Ватопедском монастыре.

В это время в России великий московский князь Василий Иоаннович (1505--1533) захотел разобраться в богатейшей библиотеке, которую привезла с собой его мать, византийская принцесса София Палеолог, и попросил Константинопольского патриарха прислать ему «ученого грека». Так инок Максим приехал в Москву, где ему было поручено перевести с древнегреческого на славянский язык толкование на Псалтирь, на книгу Деяний Апостолов, ряд других богослужебных книг.

Митрополит Варлаам высоко ценил труды Максима. Но когда Московский престол занял митрополит Даниил, положение греческого послушника изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим делал переводы книг, содержащих в себе различные документы и постулаты, осужденные Церковью, как писания еретические. Максим Грек решительно отказался от этого поручения.

На беду в то время великий князь вознамерился расторгнуть свой брак с бесплодной супругой Соломонией. Исповедник Максим прислал князю послания, в которых доказывал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям.

По обвинению в умышленном искажении священных книг Максима Грека заключили в темницу (некоторые неточности при переводе действительно возникали, но лишь из-за того, что славянский язык был Преподобному Максиму неродным). В заточении старец написал углем на стене утешительный канон Святому Духу, который и поныне читается в Церкви.

Через шесть лет преподобного Максима освободили из тюремного заключения и послали в Тверь. И только после двадцатилетнего пребывания там под надзором с него сняли все запреты, разрешив проживать свободно.

Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Он преставился 21 января (3 февраля) 1556 года. Его лик часто изображают на иконе Собора Радонежских святых.

***

По сути, я побывал в другом измерении. Я прикасался осязаемо к камням, я ходил по Колизею, по катакомбам, где были захоронения христиан. Нам открывали ларцы с мощами святого Георгия Победоносца…

Конечно, это давалось не просто... Когда снимаешься в исторической картине, то что играть, как играть? Ведь надо рассказать о человеке совсем иного времени, и мало того -- святом человеке!

…Ты думаешь уже не о тексте, а о смысле. Это было трудно, не скрою. Но то, к чему я тогда пришел, осталось во мне…

Юрий Соломин,

Народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра -- о съемках фильма «Паломничество в Вечный город»