Мой любимый период. Очень интересный, насыщенный и важный.
В этот отрезок времени у ребёнка происходит сепарация от родителей и индивидуация его личности. Это психическая независимость от родителей и формирование самоосознания. Здесь впервые развиваются эмпатия, интроспекция.
Привет! На связи Роман Винилов! Организатор Центра Семейной Психологии XXI Века. Проблемами восстановления отношений занимаюсь уже более 10 лет.
В первый год жизни у ребёнка весьма смутные представления о себе и родителях. К 3-м годам всё это обретает некий уникальный образ и ребёнок уже может начать воспринимать себя и своих родителей как независимые существа. Не у всех детей такое происходит. Но тут та и задача родителей помочь сделать развитие ребёнка максимально эффективным. Ну речь про умных родителей, естественно)
🔥В первый год жизни ребёнок различает своих родителей от не своих. Реакция на чужих - тревога. Это правильно. До 1,5 лет ребёнок практикует новое восприятие мира вокруг и людей, с кем взаимодействует. Внимание ребёнка переключается с родителей на окружающий мир.
⚠Ребёнок по мимо родителей интересуется в основном неодушевлёнными предметами. Изучая мир вокруг, он всегда будет возвращаться к своему родителю. Телесный контакт здесь очень важен.
ГЛАВНАЯ ОШИБКА: Тревожна мать. Психически нездоровые мамочки, всю свою тревогу погружают в ребёнка. Такие матери могут иметь скрытые расстройства личности, признаки психологических проблем. И они своих детей, как бы, держат на коротком поводке. Постоянно пытаются их от всего оберегать. Не дают исследовать мир. И это приводит к очень плохим последствиям в уже зрелом возрасте таких детей. Они будут иметь также расстройства личности. Не будут самостоятельными, будут тревожными. Это зависимая структура личности. Блокировка интереса ребёнка к исследованию мира.
При этом важно не забывать о создании полностью безопасной среды для путешествий ребёнка по миру вокруг. Но без явных препятствий в виде своих страхов и тревоги. Быть рядом можно и нужно. Наблюдать и помогать тоже.
🔥Следующий этап - когда ребёнок начинает уже ходить. Тут уже мир воспринимается по другому, а ребёнок ощущает себя неким хозяином всего, что вокруг.
Расскажу на собственном примере. Любящий отец обучает своего ребёнка ходить самостоятельно. Он достаточно далеко от него так, что не может его поддерживать непосредственно. Но при этом может протянуть руки в его сторону, может подражать его движениям. И если ребёнок пошатнётся, то отец быстро к нему наклоняется. Ребёнок чувствует, что шагает не один. Папа вдохновляет его, поощряет. Дитё сморит на лицо папы, находя в нём поддержку. Малыш едва ли подозревает, что в тот самый момент когда он так нуждается в ней, он доказывает, что может и без неё потому, что сейчас он шагает один.
ПРАВИЛА:
1. Не мешать ему исследовать мир, не делать за него то, что он может и должен научиться делать сам т.к. его главная задача на этой стадии развития - практикование, т.е. обретение навыков целеустремленности и познания мира
2. Родитель продолжает оставаться эмоционально доступным, оберегает его и защищает от опасностей, которые он пока еще не может сам оценить
3. Эмоциональный настрой родителя - уже не обеспокоенность (тревога, желание сохранять его живым), а заинтересованность - эмоция веры, воодушевленности, радости, гордости - ⚠⚠⚠
Сложности для родителей стадии от 1 года до 1,5 лет: эгоизм, эгоцентричность ребенка. Но это очень естественно для данного этапа развития ребёнка. Паниковать не стоит. Здесь ребёнок переживает свой пик нарциссизма. Очень важно терпение родителей в данный период.
🔥Важнейшее событие в 1,5 года: то, что организует психику - слово "НЕТ!", запреты, направленный гнев и терпимость к фрустрациям (запреты, ограничения). Здесь важны работа с капризами, с нетерпением, организацией порядка и адекватного поведения в разных ситуациях.
Как сформировать у ребенка навык управления своими эмоциями:
1. Родитель сам должен уметь отличать у ребенка эмоции средней интенсивности (которые ребенок может терпеть) от слишком сильных эмоций (которые ребенок уже не может терпеть)
2. Если ребенок испытывает очень сильные эмоции (на 8-10 баллов), то его надо успокоить и утешить (так он приобретет навык стрессоустойчивости). Успокоить и утешить - это сказать теплые, добрые, ободряющие слова про то, что он хороший и с ним все будет хорошо
Если ребенок сталкивается с эмоциями средней интенсивности, то мы называем ему эти эмоции словами. Для этого родитель должен:
1) сам при помощи заместительной эмпатии представить и понять,что за эмоцию испытывает ребенок;
2) назвать ребенку, озвучить эту эмоцию словом: страх, злость, обида, грусть, радость, любовь, интерес и т.д.
🔥Главная задача родителей на стадии воспитания от 1 года до 3 лет - обучить ребенка базовым навыкам психики, чтобы у него не было расстройства личности, когда он вырастет. Для этого надо, чтобы он:
1. Умел самостоятельно успокаиваться и понимать и осознавать свои эмоции - тогда у него не будет ограничительных расстройств в в поведении, эмоционального переедания и зависимостей (алкоголизм, наркомании)
2. Умел утешить себя (тогда не будет депрессии)
3. Знал слово нет и умел терпеть ограничения (тогда у него не будет ожирения и низкоуровневого нарциссического расстройства личности)
4. Мог доверять миру и знал, что о нем будут заботиться (тогда у него не будет недоверчивости)
И напоследок. Список литературы для психологов по воспитанию детей и формированию психики:
1. Рене Шпиц "Нет и Да. О развитии человеческой коммуникации"
2. Рене Шпиц "Первый год жизни"
3. Маргарет Малер "Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация"
Отзывы о работе со мной тут: https://t.me/rv_feedbacks
И тут: https://vk.com/album2545052_233358270
Я провожу работу в online и живые консультации в Москве и Петербурге.
Запись по телефону: +7 (983) 000-111-6 / WhatsApp.