Знаменитый «дух американского предпринимательства» жаждет делать деньги абсолютно из всего — чуть ли не из воздуха. Еще в 1810 году французский генерал Ф. Божур, после визита в США, писал, что «американец никогда не упустит возможность обогатиться» и для него «выгода является предметом всех забот и мерой всех действий». И это работает до сих пор.
В Америке выгоде все возрасты покорны. Где еще вы найдете на земле такое место, где родители платят своим же детям за работу по дому? Помыл посуду? — получи доллар. Пропылесосил пол?! — ну, это уже тянет на 3 бакса. А если еще и пыль вытрешь, то получишь на руки целых 5 долларов! Странно, что с такими условиями труда в Америке еще нет детского профсоюза и пенсионных отчислений за домашний труд несовершеннолетних.
При этом родители объясняют домашнюю систему Тейлора стремлением «научить детей ценить деньги, которые всегда нужно зарабатывать собственным трудом». То есть, по сути, это воспитательный процесс. Однако другая сторона этой медали — демонстрация, что деньги можно делать практически из всего. Из послушания, из родительской любви. И даже из небольших семейных праздников.
Или из их символов.
Накануне Сурок Фил из Панксатони — маленького городка в «штате замкового камня», как зовут Пенсильванию — предсказал позднюю весну. По ежегодной американской традиции 2 февраля милого зверька сонным вытаскивают из норки — потому и День сурка. Если Фил, открыв глазки, видит свою тень, пугается ее и прячется обратно в свой домик, то впереди будет еще шесть недель мороза. Так произошло и в этот раз.
Полтора века назад лишь несколько жителей Панксатони определяли погоду по сурку. В начале февраля глухой ночью они приходили со свечами на Индюшачью горку, что на окраине городка, и производили шум, пытаясь разбудить сурков, чтобы по их поведению — испуг или безразличие — понять, когда же потеплеет.
В 1886 году праздник День сурка впервые предложил отмечать издатель местной газеты. В тот год прогноз Фила оказался правдивым. И уже в следующем году на Индюшачьей горке собралось большое количество горожан, жаждущих узнать, чего ждать от весны 1887 года. Видимо, такая тусовка им понравилась, и в 1889 году День сурка и вовсе прошел с большой помпой. А спустя почти 10 лет появился так называемый «Клуб сурка», и даже построили специальный домик для животного.
Тогда же Панксатони — забытая Богом американская глубинка — становится «всемирной столицей погоды», а Сурок Фил — провидцем из провидцев, мудрецом из мудрецов, предсказателем из предсказателей. Так продолжалось почти 100 лет. И все это время праздник отмечали лишь местные провинциалы, которые хотели хоть чем-то развлечься.
Но вот настал 1993 год, и на экраны вышла комедия с Биллом Мюрреем «День сурка». И о Панксатони заговорил весь мир!
До выхода фильма основными источниками дохода для местных обывателей были университет, окружная больница, несколько частных школ, продажа чучел животных и организация охоты для приезжих. И если бы не зверек-знаменитость, многим пришлось бы ездить на работу в соседние города. Однако фильм все изменил.
С 1990-х годов каждое 2-е февраля в Панксатони приезжают целые толпы туристов со всего мира, и за счет них численность населения городка раз в году увеличивается в 5 раз — до 35 тысяч человек. Причем всех этих людей нужно накормить, дать им жилье, обеспечить транспортом и сувенирной продукцией. И за все за это они расплачиваются!
Вот тут и вспыхнул «дух американского предпринимательства». Владельцы гостиниц в этот день поднимают цены на жилье до уровня нью-йоркских, таксисты просят за поездку из Питтсбурга до Панксатони в десять раз больше, чем обычно, ну а про деревянных, оловянных и стеклянных сурков и говорить не приходится – их раскупают туристы, не жалея свои кровно заработанные доллары.
Многие метеорологи считают предсказания сурка достаточно сомнительными — ведь его прогнозы сбываются лишь в 39% случаев. Тем не менее поклонники этого праздника продолжают верить легенде и поддерживать традиции. Туристы и просто любопытные с завидным постоянством 2 февраля идут на Индюшачью горку. Только в 2021 году, когда бушевала пандемия коронавируса на сурка посмотреть не пришел ни один турист. Ну что поделать — карантин. Для создания картинки вокруг домика Фила поставили десятки картонных зрителей.
Но Америка не была бы Америкой, если б и в тот год не заработала на празднике. Каждый желающий мог купить себе место на трибуне возле домика сурка, чтобы там поставили плакат с его или ее фотографией. Этакое виртуальное присутствие на празднике. Любой каприз за ваши деньги.
Разве это не деньги из воздуха?
Автор: Алексей Елфимов