Сразу будет совет! Если в центре Регистана в Самарканде ваш заинтересованный взгляд на сувениры перехватит продавец в лихо сдвинутой на затылок тюбетейке и предложит пройти вглубь магазина, где он вам «покажет такоооое!» – не отказывайтесь! У каждого узбекского торговца припасены уникальные коллекции и истории. Специально для вас. Отвечайте ему улыбкой на его белоснежные тридцать два и смело отправляйтесь, куда вас зовут! Вы можете как минимум попасть в музей, а как максимум – встретиться с настоящими древностями.
Так родилась и наша история. Сразу после того, как мы нырнули за занавеску в «каморке папы Карло», именно так: вход в отдельную комнату магазина был завешен бархатной портьерой с прицепленными к ней нитяными браслетиками на продажу.
Взору открылась большая светлая комната с тюбетейками! Ни одного свободного места… Тюбетейки для младенцев и взрослых, женские и мужские, простенькие и мерцающие золотой канвой, яркими цветами и узорами из блестящих камней. Одни потрепанные десятилетиями жизней, другие новенькие, хоть бирку вешай. И невозможно разные!
«Много лет уже собираю! – гордится своей коллекцией Алишер. – Здесь не только узбекские тюбетейки, посмотри, тут и ваши казахские, татарские, таджикские, монгольские, турецкие… Из всех стран мусульманского мира тюбетейки». И что, нет такой страны, которая была бы не представлена на этих стенах? Нет, утверждает Алишер, все есть!
Тюбетеек у коллекционера ровно 272. Пока. Алишер говорит, что продолжает поиски теперь уже самых необычных азиатских головных уборов. К примеру, одно из последних приобретений – потертая тюбетеечка, когда-то расшитая красной бархатной канвой, она из Питера.
«По форме и узору это ташкентская тюбетейка, – рассказывает Алишер. – Уехала она из Ташкента сразу после войны, в 1945 году. На голове, конечно, у эвакуированного ребенка. А недавно ее привезли внуки этого малыша. Вернули домой…»
И действительно, если судить по старым фильмам, в том числе документальным, показывающим послевоенную жизнь СССР, тюбетейка в Москве, Ленинграде и крупных городах страны была на пике популярности. Исследователи уверяют, что мода пришла из Средней Азии, когда в конце сороковых – начале пятидесятых годов ХХ века беженцы и эвакуированные жители страны массово возвратились домой.
Тюбетейки носили мужчины и женщины, девочки и мальчики, их бережно хранили, ухаживали как за самым дорогим украшением. Мода постепенно сошла на нет просто потому, что никому в голову не пришло везти из азиатских республик тюбетейки на продажу. И они кончились.
У старинных тюбетеек свои истории. Вот шапочки для младенчиков. Девчачья, конечно, пестрая и яркая. Мальчиковая серьезнее, черная с золотыми узорами. «А это ведь пожелание жизни, – рассказывает Алишер. – Девочкам желали жизни яркой, светлой, играющей событиями, радостями, благополучием. А мальчикам всегда было проще: в этой тюбетейке зашифрованы пожелания силы и мужества, доброго коня и отличного оружия, славы и богатства».
Такие тюбетейки хранились всю жизнь, а в повседневке использовали головные уборы попроще. Мало того, тюбетейка изначально была настоящим паспортом. По форме прохожие узнавали, из каких краев прибыл ее обладатель, какого он примерно возраста.
Незатейливый орнамент прописывал семейное положение и наличие детей. Небольшие загогулины-рожки обозначали наличие мальчиков, простенькие цветочки – девочек. Дети на вышивке тюбетейки обязательно были накрыты куполом – семьей и домом. Узорный купол – богатый человек, еле видная нить контура – бедняк. Такие тюбетейки мужчины носили всю жизнь, меняя только по мере полного износа. Но мастера переносили на новый головной убор все орнаменты со старого.
А когда человек заканчивал свой жизненный путь, его сын брал отцовскую тюбетейку, тянул за ниточку в определенном месте, и узоры распускались, исчезало описание жизни. И «чистую» тюбетейку мог взять себе любой из наследников.
Интересно, что тюбетейки носят преимущественно мужчины, причем с самого детства. У многих народов тюбетейки не возбраняется носить и девочкам, но до определенного возраста. Женщина в годах ни за что не наденет тюбетейку – не принято.
Сегодня девочкам, девушкам и женщинам носить ее можно и нужно. И с большим удовольствием. Мастера многих стран, где тюбетейка традиционна, отшивают их специально для туристов. И если поспрашивать, можно найти чудесные головные уборы с добрыми пожеланиями. Не обязательно знать содержание орнамента, спросите у продавца, он вам обязательно расскажет. А вы просто поверьте в магию шелковых узоров, и все сбудется!
Будете в Самарканде гулять по Регистану, загляните в торговый ряд на входе в медресе Улукбека. Алишера вы узнаете сразу.
В странах Центральной Азии тюбетейки называют по-разному. Такыя – так звучит название в Башкирии, у чувашей и марийцев. Казахи называют головной убор тобетей, татары – тубетей. В Кыргызстане легкая шапочка без полей называется топпу, уйгуры зовут ее созвучно – доппа, таджики – туппи. По-узбекски шапочку зовут дуппи. А вот слово «тюбетейка» свойственно именно русской части населения Азии: производное от тюрского «тубетай» – шапочка.
Бодом – миндальный орех с изогнутым усиком, вышитый по краю тюбетейки, обещает здоровье. Переплетенные рога – изобилие и безбедную жизнь. Цветочный рисунок дарит беззаботную жизнь. Любая тюбетейка считается оберегом, так как уводит злой взгляд на себя.
Лучшие мастера по изготовлению тюбетеек – женщины. Сшить ее по лекалу из лоскутов, вышить шелком или расшить золотой канителью – тут требуется терпение и усидчивость.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.