Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Семейная мелодрама" (СССР, 1976) и "Серафим Полубес и другие жители земли" (СССР, 1983)

Семейная мелодрама. СССР, 1976/1977. Режиссер Борис Фрумин. Сценарист Владимир Лобанов. Актеры: Людмила Гурченко, Валерий Каргин, Лев Круглый, Людмила Крячун, Алла Покровская и др. 7,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

...Разведенная парикмахерша воспитывает сына-подростка. Иногда к ним приходит ее бывший муж. Но ничего уже не склеишь и не изменишь. Жизнь прошла мимо...

Борис Фрумин дебютировал драмой «Дневник директора школы», которая пришлась аккурат на гребень «школьной киноволны». После добротной «Семейной мелодрамы» были сняты «Ошибки юности» (1978), обвиненные в очернительстве и отправленные на долгу «полку». Фрумин эмигрировал в США. Вернулся уже в 1990-х («Вива, Кастро!»)...

На мой взгляд, лучшие сцены «Семейной мелодрамы» связаны с замечательным мастерством Людмилы Гурченко. Актриса играет женщину с погибшими в рутине провинциального быта артистическими задатками. Несчастливую в любви. Играет горечь одиночества и обреченность...

Александр Федоров, киновед

-2

Серафим Полубес и другие жители земли. СССР, 1983/1984. Режиссер Виктор Прохоров. Сценарист Александр Александров. Актеры: Родион Нахапетов, Эдуард Бочаров, Дарья Михайлова, Владимир Самойлов, Нина Меньшикова, Игорь Нефёдов, Фёкла Толстая и др. 4,0 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.

Нехитрая история о художнике-самоучке Серафиме Полубесе, не мыслящем жизни без творчества, и бывшем художнике Никите, изменившем творчеству ради престижной должности, не кажется банальной. Напротив, обретает глубину, наполненность. Авторы вполне удачно сплавляют на экране бытовую драму и комедию, поэтические кадры и эксцентрические эпизоды.

Александр Александров, известный лиричными сценариями о подростках («Сто дней после детства», «Голубой портрет») и на сей раз не отказывается от своей заветной темы духовности и бездуховности, первой влюбленности, встречи юных героев с миром взрослых.

И вслед за драматургом режиссер Виктор Прохоров с тонкой интонацией ностальгии решает сцены на танцплощадке, где влюбленные молча танцуют под дождем. Эта тема пронзительно ощутима и в образе младшей сестры героини, безответно влюбленной в ее ухажера. Да и в характере студентки художественного факультета Даши (Дарья Михайлова) тоже видятся мотивы героинь фильмов А. Александрова и С. Соловьева.

Дарья Михайлова и Родион Нахапетов уже снимались вместе в фильме Глеба Панфилова «Валентина». И тут можно заметить сходство с их прежними персонажами.

С одной стороны — поэтичная трепетность, душевная незащищенность, доверчивость. С другой — расчетливость, деловитость, прагматичность, элегантное обаяние, нравственная опустошенность...

Задерживая наш взгляд, на наивных, но талантливо-самобытных картинах своего героя (Эдуард Бочаров), среди которых мерцает немыслимыми цветами шедевр под названием «Русские путешественники в Африке в ночное время спасают местных жителей от волков», Виктор Прохоров словно подсказывает путь к пониманию фильма, построенного вроде бы на прописных истинах. Используя, порой даже цитируя известные картины Сергея Соловьева, Глеба Панфилова и Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, постановщик не сбивается на простое подражание. Он пытается еще раз доказать, что в одну и ту же реку всякий раз входишь заново.

Александр Федоров, киновед