Найти в Дзене

Музыкальная заметка №33. Анализ пути группы Элизиум

Оглавление

Итак, как-то раз я уже делил одну музыкальную заметку на несколько частей, чтобы подробнее рассказать о группе; и на этой неделе я решил поступить также для анализа развития группы от её дебюта до нынешних дней.

Альбом «Домой!».

Элизиум – это нижегородская группа, которая смогла стать ярчайшим и самым известным представителем ска-панка в России, а «Домой!» – её дебют 1998 года. Забавно, но дебют данной группы сразу смог нащупать уникальные фишки, которые в будущем сформируют стиль. Здесь есть и бодрые гитарные проигрыши, и философские тексты, и любовная лирика, и использование двух вокальных партий. Однако удачной первую пробу пера я назвать не могу. Оба вокала постоянно переходит на визг, что несомненно бьёт по ушам. Музыка часто звучит как набор редких интересных рифов, которые прерываются однообразным классическим фоном. Тексты же напичканы нецензурной лексикой да и вообще недоработаны. А про сведение альбома и говорить не хочется, в некоторых песнях даже слова сложно разобрать.

Если говорить о песнях, то могу, наверное, выделить «Мой самоконтроль», наиболее близкая к классическому Элизиуму, «Mon amour, ma vie» (ОНИ СПЕЛИ НА ФРАНЦУЗСКОМ!), «Ярко горят». А ещё хочу остановиться на песне «Never again», пусть вас не смущает длина в 10 с половиной минут, это композиция 3 в 1 (одна оригинальная и две перепевки легенд советского кино).

В общем, это начало группы, в котором чувствуются предпосылки для дальнейшего развития. Словно нашёл неограниченный драгоценный камень.

-2

Альбом «Зло умрёт».

Перемещаемся из 1998 года в 2011. Группа Элизиум существует уже больше 13 лет, и это время коллектив потратил с умом, оттачивая навыки, чтобы выпустить в начале нового десятилетия свой предзолотой альбом (если что я забил на live пластинку).

«Зло умрёт» – девятый полноценный самостоятельный выпуск группы, в каждой композиции которого чувствуется фирменный стиль. Музыка здесь уже не ограничивается барабанами и гитарами, теперь важную роль играют и клавиши, и виолончель, и труба, и тромбон – и все эти инструменты стали сочетаться в бодрой красивой мелодии. Композиции пропитались жизнью, её яркими неунывающими красками. Вокал тоже не остался в стороне и вышел на новый уровень. Больше нет визгов, даже в местах, где раньше бы его точно использовали; теперь вместо этого тянут гласные, отражая эмоции песни. Однако периодическое использование сторонних специфически низких вокалов, иногда раздражает при прослушивании.

-3

Тексты в этот раз любопытны. Они затрагивают самые разные темы, но, накладываясь на мелодию, даже если в слова вложена трагедия, всё начинает звучать задорно. А ведь песни затрагивают и вопрос важности признания, и проблему расставания, и несовершенство мира, и даже простой полёт мечты.

Что же можно порекомендовать из песен?.. Сложно выбирать, когда половину песен ты любишь, а к остальным просто равнодушен. Ну ладно пусть будут «Улетай!», «В небо улетают самолёты» и... «Скучно» (я бы не сомневался, если бы не вокал в ней). Хотя на самом деле рекомендую весь альбом, в нём много отличных композиций.

Хочу отдельно отметить песню «Зло умрёт», потому что это одна из предпосылок перехода от лёгкой жизнерадостной эпохи к нынешней.

-4

Альбом «Яды».

Вот мы и дошли до анализа нынешней эпохи в творчестве группы. Сегодня останавливаемся на альбоме 2017 года, который является на данный момент (а может и вообще) последним для Элизиума.

«Яды» – 11 альбом группы, который судя по статистике является у аудитории одним из самых любимых. Здесь музыка потеряла всю прежнюю лёгкость, появилась тяжесть от обильного использования барабанов и новой волны гитар, что подвинули духовые инструменты и почти убрали клавиши. Нет, всё ещё есть партии для этих инструментов, но им отведена второстепенная роль. Музыка по-прежнему энергичная и бодрая, но в ней ощущается больше злости или бунтарского подъёма. Вокалист же здесь решил вспомнить первые пластинки и снова повизжать, только теперь в такие моменты его голос отдаёт хрипотцой. Никто не молодеет всё-таки.

Тексты группы тоже претерпели изменения: из них тоже ушла лёгкость. Они стали все очень социальными и полными протестов. Весь альбом направлен против всей системы и каждого её аспекта в отдельности: против политического уклада, культурно-идеалогическлго, против общества и управления человеком. А лексика вернулась к нецензурной стадии.

-5

На самом деле среди этих протестов есть очень хорошие песни, которые заслуживают внимания. Так, я люблю «1905», «Не верю», «Кукла вуду».

А теперь о том, почему мне кажется, что этот альбом рискует быть последним. Дело в том, что вся группа ведёт очень активную протестующую жизнь. Буквально каждый громкий случай они комментируют. Естественно, они не прошли мимо спецоперации, что вылилось в отмену группы. С сентября все их концерты официально запрещены. Довысказывались, в общем...

P.S. Кстати, их золотой альбом я оставил как-нибудь на потом. Так что мы к Элизиуму ещё вернёмся. А пока займусь восстановлением практики заказов.