«Прокачивай личный бренд», - твердят сейчас все маркетологи. А как это?
Вот, пожалуйста, гениальный пример маркетинга от М.Горького. Видимо, у него были врожденные способности к «продвижению», а стратегия, несмотря на смену веков, не очень меняется.
Как-то один издатель сказал М.Горькому, что его происхождение – это «золотая жила». Умный молодой человек сделал вывод и стал подчеркивать свое происхождение, в частности, внешним видом.
Оказавшись в кругу интеллигенции, став журналистом, он не «слился» с обществом даже внешне. Продолжал одеваться так, как одевались мастеровые: высокие сапоги, заправленные в них брюки, русская рубаха навыправку с пояском.
Желчный И.Бунин просто изливался ядом по этому поводу. Писал, что рубашка у М.Горького была из дорогого тончайшего материала, ремешок с «серебряным набором», его супруга раскидывала на Капри деньги из окна на праздник, а он при этом выглядел как человек «из народа».
М.Горький был талантлив не только в написании произведений, но и в продвижении.
6 ноября 1901 года, когда огромная толпа поклонников собралась торжественно провожать его и выступали с высокопарными речами, М.Горький выступил с ответной. И было так примерно следующее: «Ну, много ли среди вас настоящих-то людей? Может быть, человек пять на тысячу найдётся таких, которые страстно верят, что человек есть творец и владыка жизни; может быть, только пять из тысячи способны бороться за это право и без страха погибнуть в борьбе за него. Большинство из вас рабы жизни или наглые хозяева её, и все вы — кроткие мещане, временно заступающие настоящих людей, то же, что в вас есть человеческого, — только зоологическое. Я вот смотрю в ваши тусклые и робкие глаза и со страхом вижу, как мало среди вас смелых, как мало честных».
Эпатаж? Эпатаж!!! Кто-то из гостей отнес это к себе и, оскорбленный, вышел из зала. Кто-то решил, что один из этих пяти и есть он. Ну а известности М.Горького это было только на руку. Студенты были в восхищении и, в поддержку этих слов, на следующий день организовали торжественный митинг-проводы.
Вот такие уроки преподносил будущим маркетологам и блогерам М.Горький, а у него в этом году юбилей – 155 лет со дня рождения…
Ваша Лена Lens