Кавалерия и флот – это две совершенно разные вещи, которые, по логике, вообще не должны никаким образом пересекаться. Тем не менее был один курьёзный случай, когда состоялось целое сражение между конницей и линейными кораблями.
Происходило всё во время войны первой коалиции (1792-1797). Эту войну мы знаем, в первую очередь, благодаря переходу Суворова через Альпы, который имел место во время этой войны. Однако, на другом конце Европы в январе 1795 года, происходили пусть и менее значимые, но удивительные события.
Зима 1794/1795 запомнилась жителям Северной Европы как одна из самых холодных. Амстердам в это время был захвачен французами под командованием Жана-Шарля Пишегрю. Собственно, если бы не описываемый здесь курьёзный случай, военных действий зимой не было бы, поскольку аномально сильный мороз не позволял нормально воевать. Решено было оставаться в Амстердаме на всю зиму.
В один прекрасный день Пишегрю получил одно любопытное донесение. В нём говорилось о том, что в 80 километрах от Амстердама стоит на якоре голландский флот. Стоит сказать, что морское побережье в это время было покрыто льдом, а потому появилась мысль, что, возможно, флот не просто стоит на якоре, а вмёрз в лёд. На разведку был послан 9-гусарский полк под командованием генерала Яна Виллема Винтера.
Каждый из гусар взял к себе по пехотинцу в качестве пассажира, поскольку в такой мороз едва ли бы им удалось преодолеть такое расстояние пешком. Прибыв к городку Ден-Хелдеру, они увидели, что в его бухте действительно стоят вмёрзшие в лёд корабли. Началось странное морское сражение.
Командующий гусарами Луи Жозеф Лаюр отправил своих подчинённых брать корабли. Обмотав копыта лошадей тканью, чтобы заглушить стук и не обнаружиться раньше времени, гусары, со своими пассажирами, ринулись на штурм 14 линейных кораблей. Атака кавалерии на льду была столь внезапной, что голландцы даже не успели на неё отреагировать, и сдали 14 мощнейших кораблей без боя. Ледяное поле боя осталось за французами, и к ним перешли богатые трофеи.
Захват флота в Ден-Хелдере это уникальный случай кавалерийской атаки на флот. Пусть и обошлось без жертв, но технически это единственное в своём роде морское сражение, где у победившей стороны не было ни единого корабля, но зато были лошади.