Каждый игрок старается первым полностью заполнить свое игровое поле тайлами с числами. Однако всегда необходимо следить за тем, чтобы все числа в каждой строке или столбце могли располагаться только в порядке возрастания.
Автор игры: Майкл Шахт
Художник: Кристин Алкуфф
Количество игроков: 2-4 человек
Рекомендуемый возраст: 8+
Издание: TIKI Editions (2020 год) вторая редакция на английском языке
Компоненты игры
- 4 игровых поля
- 80 тайлов с числами от 1 до 20 (каждый номер в 4-х цветах)
Подготовка к игре
Тайлы с номерами
Для каждого игрока берется полный цветной набор тайлов с числами (от 1 до 20). (Цвета этих тайлов не играют роли во время игры.) Если в игре участвует менее 4 игроков, соответствующее количество цветных наборов кладется обратно в коробку. Затем тайлы с числами кладутся лицевой стороной вниз в виде хорошо перетасованного запаса в центре стола.
Пример: если у нас 2 игрока, то в запасе будет 40 тайлов (2 полных цветных набора от 1 до 20)
Подготовка игрового поля
Каждый игрок получает игровое поле, которое он раскладывает перед собой так, чтобы «синий треугольник» оказался справа внизу.
Для удобства объяснения правил, для обозначения ячеек я буду использовать формат "Морского боя", где буквами А, Б, В, Г обозначаются столбцы слева направо, а цифрами 1, 2, 3, 4 обозначаются строчки. Так левая верхняя ячейка будет обозначаться как А1, а нижняя правая как Г4.
Далее есть два варианта раскладки стартовых тайлов.
Простые настройки:
Каждый игрок берет 4 тайла из общего запаса и кладет его лицевой стороной вверх перед собой. Затем эти тайлы раскладываются на диагонали от верхнего левого угла до нижнего правого в порядке возрастания в ячейки, отмеченные точкой (это ячейки А1, Б2, В3 и Г4). Если у игрока при этом есть одинаковые числа, то он также их кладет рядом, так что бы сохранялся общий порядок возрастания чисел.
Например, игрок вытянул тайлы 6, 1, 14, 6. Он выложит их в следующем порядке; 1, 6, 6, 14.
Настройки Михаэля:
В этом варианте каждый игрок вытягивает из общего запаса по одному тайлу и тут же решает на какую ячейку диагонали он его выложит. После выкладки тайлы не могут перемещаться. Поэтому после выкладки 4-х стартовых тайлов некоторые могут оказаться не по порядку. Это значительно усложняет последующий игровой процесс, так как часто приходится сначала как-то приводить в порядок центральную диагональ, иначе по правилам невозможно выложить тайлы в боковые ячейки.
Например, игрок берет тайл 19 и выкладывает его в ячейку Г4. Далее он берет тайл 3 и выкладывает его в ячейку А1. Третий тайл у него 20. Так как тайл Г4 уже занят он вынужден выложить его в любую свободную ячейку. Он решил занять В3. И последний тайл оказался 1. Он выкладывает его в единственную свободную ячейку - Б2. Итого к началу игры он получил диагональ 3, 1, 20, 19.
Игровой процесс
Начинает самый старший игрок, затем игра продолжается по часовой стрелке. Когда наступает ваша очередь, вы выбираете действие из следующих двух вариантов:
A) Возьмите тайл, лежащий лицевой стороной вниз из общего запаса
Игрок берет 1 тайл из общего запаса и переворачивает его. Затем он кладет его лицевой стороной вверх на своем игровом поле (см. также «Правила размещения»). Если он не может или не хочет его играть, он может оставить его открытым на столе, откуда его сможет взять и сыграть любой игрок.
B) Возьмите тайл, лежащий лицевой стороной вверх со стола
Если на столе есть тайлы, лежащие лицевой стороной вверх, которые не стали играть другие игроки, то любой игрок может в свой ход взять любой из таких тайлов и сыграть его на свое игровое поле в соответствии с правилами размещения.
Правила размещения:
• Игрок может либо положить новый тайл с номером на свободную ячейку на своем игровом поле, либо обменять его на тайл, уже лежащий на его поле. Затем он кладет обмененный тайл лицевой стороной вверх в
центр стола.
• Все числа в строке слева направо или в столбце сверху вниз всегда (любые) должны быть в порядке возрастания. Это условие должно соблюдаться одновременно по ряду и столбцу.
Пример:
Игрок взял тайл с числом 13 и он может:
- разместить его на поле в свободной ячейке в первом ряду (ячейка, отмеченная зеленой 1)
- заменить 12 во втором ряду
- заменить 15 в четвертом ряду.
Он выбирает наиболее разумный ход, обменивая его на место 12. А тайл 12 он кладет лицом вверх на середину стола.
Ему не разрешено размещать число 13 на ячейки, отмеченные красной двойкой, потому что значение 13 полученного тайла больше, чем число 12 лежащего на поле тайла. Нельзя положить тайл с 13 на ячейки, отмеченные красной тройкой, потому что в первом столбике уже лежит тайл с номиналом 13. И на ячейки, отмеченные красной четверкой тоже нельзя положить 13, так как 13 меньше 15 или 16.
Дополнительное правило Бруно:
Можно выбрать вариант игры с дополнительным правилом выкладки тайлов. Данное правило очень простое и заключается в том, что если вы выкладываете тайл на игровое поле и на соседней по любой диагонали ячейке есть тайл с таким же числом, то вы получаете в свой ход совершить еще одно действие. То есть опять взять тайл из общего запаса или из открытых несыгранных тайлов.
Это дополнение добавляет динамику в игру, так как грамотно выкладываемые тайлы могут дать значительное преимущество, позволяет за один ход выложить несколько тайлов и даже завершить игру победой.
Конец игры
Игра заканчивается в тот момент, когда любой игрок первым заполняет последнюю свободную ячейку на своем игровом поле тайлом в соответствии с правилами. Этот игрок является победителем.
В редких случаях игра также заканчивается, когда игрок открыл последний тайл лицевой стороной вниз из общего запаса и завершил свой ход, как обычно. В этом случае побеждает тот, у кого на игровом поле меньше всего свободных ячеек.
В случае ничьей объявляется несколько победителей.
Режим турнира
В начале игры вы также можете договориться сыграть столько игр подряд, сколько игроков, чтобы каждый был стартовым игроком.
В этом случае игроки записывают следующие плюсы или минусы в конце каждой игры:
Победитель получает плюс 2 балла; все остальные записывают минус 1 очко за каждое свободное место на своей доске. Победителем становится тот, кто наберет больше плюсовых или наименьшее количество минусовых очков в конце всех игр.
В случае ничьей объявляется несколько победителей.