Найти тему
Строки на веере

Ближнее море#. 5. Зеленая вода. Почему не любят журналистов? Распродажи

Зеленая вода

Анатолий Кудрявцев, Толя. Как странно… Я смотрю на Кудрявцева, точнее, смотрю на то, как он оглядывает меня. Профессионально? Или я уже привыкла к тому, что, болтая со мной о всякой всячине, он неизменно видит меня в образе феи цветов, вавилонской блудни­цы, амазонки или мадонны… Художник, что с него возьмешь. Я смотрю на Кудрявцева, и вокруг нас слов­ но собирается зеленая вода, сквозь которую едва замет­ но движение гибких водорослей и осторожных рыб. По­чему-­то так получилось буквально с нашего знакомства, когда я пришла к нему домой как к редактору альманаха «Зазеркалье» и увидела или, возможно, тогда еще только почувствовала воду. Может быть, плафон на кухне со­здавал иллюзию движения теней. Или то, что он тут же начал рисовать мой портрет. Я увидела, как его руки выводят плавные линии. Мне показалось, что это тон­кие водоросли. Оказалось — мои волосы. Толя рисовал, а его тогдашняя жена Женя Голосова напевала под ги­тару в другой комнате. Потом мы еще долго беседовали на лестнице, читая друг другу стихи и планируя, какие из них отправятся в ближайший выпуск «Зазеркалья», а какие останутся на последующие.

художник Анатолий Кудрявцев
художник Анатолий Кудрявцев

Зеленая вода — один из символов Кудрявцева. Сим­ вол необычный — судьбоносный. Добрый или злой? А шут его знает. Но тут следует пояснить. Дело в том, что, со слов самого художника, первые три года своей жиз­ни Толя провел на территории психиатрической боль­ницы Скворцова-­Степанова, где работала его бабушка. Так что первые впечатления жизни у будущего художни­ка оказались связанными со странными взрослыми, бро­дящими по дворику и коридорам больницы, среди кото­рых нет­-нет да и попадались Наполеоны и Екатерины Ве­ликие. И еще. Вдоль стен там были расположены зелено­ватые аквариумы, в которых текла совсем иная жизнь. Часами мальчик мог любоваться на желтых рыб в стран­ ном, так не похожем на всё остальное зеленом мире.

Нереальной казалась не только окружающая Анато­лия реальность – полубезумная, полуфантастическая, но и рассказы домочадцев о прошлом семьи. Странно было в атеистическом Советском Союзе слышать о том, что среди родни были священники и церковные старо­сты. Семейные предания парадоксальным образом по­вествовали о предках, среди которых числились и графы, и простые крестьяне. Особый интерес и почитание вызывал прапрадед богомаз, расписавший церковь в Осташкове в XIX веке. К сожалению, цер­ковь ныне утраченную, в войну она была разрушена немцами. Так что правнук не застал творения знаме­нитого прадеда. Зато родители часто водили его в Эр­митаж и Русский музей. Айвазовский сделался первой любовью юного художника. Завораживала зеленая вода его полотен, за которой словно прятался манящий своей роковой тайной зеленый мир.

Зеленая вода… В 1974 году в поселке Солнечное в возрасте десяти лет Толя нырнул, а из воды его уже доставали другие. Диагноз: перелом позвоночника, повлекший за собой полный паралич. Врачи говори­ли, что шансов нет. Отец сделался совсем седым, вме­сте с матерью они боялись отойти от постели сына, ожидая худшего.

А для Толи на несколько месяцев его картинной галереей сделались оставшиеся от последней протеч­ки разводы на потолке, в которых он видел странных людей и животных. А ночью… ночью его снова и сно­ва брали в полон зеленые воды тайны. Вопреки ме­дицине и всему на свете через несколько месяцев он начал двигаться и даже пытался рисовать привязан­ным к руке карандашом.

Зеленая вода… По словам самого художника, его жизнь течет медленно и незаметно, подобно той зеле­ной воде, зачаровавшей его в далеком детстве. Зеленое солнце светит сквозь изумрудные воды, плавают жел­тые, стремящиеся достичь заветной формы Луны рыбы. Зеленая вода жизни Анатолия течет так незаметно, что порой кажется, что она стоит на месте, что уснула. А потом вдруг все словно взрывается в один момент, и жизненная река резко меняет русло. Летит, увлекая нео­сторожно оказавшихся рядом знакомых и случайных людей, заводя, закручивая все вокруг, пока глаза худож­ника не начинают различать под беснующимися вол­нами неспешных в своей лунной грации рыб. И тогда снова настает время созерцания, время зеленой воды…

* * *

Когда моя дочь умывается,

Она оставляет в умывальнике столько грязи,

Сколько нет в огороде.

Интересно, избывает ли она мои грехи

Или зарабатывает себе на индульгенцию?..

Почему не любят журналистов?

— Почему не любят журналистов? А за что их любить? Вот, например, случай с Валерием Яковлевичем Леонтье­вым, — рассказывает поэт Юрий Баладжаров. — Но сначала преамбула. Каждый год Леонтьев старается отмечать свой день рождения в Петербурге. Он дает три­-четыре концерта в «Октябрьском», после которых Элла Лаври­нович, директор БКЗ «Октябрьский», устраивает банкет. На этом ежегодном чествовании собираются самые близ­кие люди — личные друзья певца, его балет, продюсеры, авторы, композиторы… Ну и пресса, куда без нее?

Валерий Леонтьев
Валерий Леонтьев

Сначала в банкетный зал на третьем этаже приходят гости, и уже самым последним Леонтьев. Не то чтобы звез­да важничает или пытается придать себе большую значи­мость. Просто после концерта он не уходит со сцены, пока публика не отпустит его, кланяясь каждому цветку, благо­ даря, улыбаясь... Это дань уважения публике, хорошая, добрая традиция. А после выступления нужно ведь еще и разгримироваться, переодеться, принять душ.

В общем, в тот день, о котором я хочу рассказать, все уже успели занять свои места за столом, когда Валерий Яковлевич вошел в зал. И надо же такому случиться, что стол был поставлен так близко к стене, что для того, чтобы именинник пробрался на свое почетное место, нужно было поднимать целый ряд гостей.

— Сидите, сидите. Не такой уж я и старый! — весело остановил пытавшихся подняться и уступить ему до­рогу гостей. Валерий. — Ничего со мной не случится, пролезу под столом.

С этими словами Леонтьев действительно юркнул под стол и под смех собравшихся быстро прополз на свое место.

Скажете, отлично вышел из положения? Ан нет, не тут­-то было. В этот момент присутствующие на дне рож­дения телевизионщики включили камеру!

На следующий день материал с вылезающей из-­под стола звездой был с успехом показан по телевидению под соусом: «Вот как напиваются народные артисты».

Гадость.

Распродажи

На Сенной площади толпились люди: бабки с ико­нами, дядьки с нацарапанной шариковой ручкой тор­говой рекламой, сэндвич­мэн. Все они предлагали на продажу свои души.

Первые — рабочие пять дней недели обычно торгов­ля шла активно, в субботу поток желающих приобрес­ти души заметно редел, а в воскресенье только редкий черт забредал в это богом забытое место.

Вообще черти и прочее демонье предпочитают рес­пектабельные, серьезные души с солидным послужным списком грехов или добродетелей. Души королей и бан­киров идут с молотка на аукционе Skorbi, души попро­ще можно приобрести в магазинах или заказать через Инет. Только там ведь никогда не знаешь заранее, что при­шлют. Наверняка какую-нибудь совсем уж завалящень­кую душонку, с которой потом непонятно что делать.

Любимое занятие чертей приобретать души на рас­продажах. Дешево и сердито. Правда, тут тебе нет ката­логов и нельзя как следует приглядеться, взвесить да обмерить… Впрочем, среди душ безнадежных алкашей, бомжей, проституток и наркоманья иной раз попада­ются вполне симпатичные экземпляры. Даже худож­ники с Пушкинской, 10, время от времени заглядыва­ют торгануть душой.

Главное — пораньше встать, наладить метлу или ка­кое другое средство передвижения и на Сенную…

Там душу можно приобрести совсем дешево. Если повезет — вообще за копейки. Сама слышала, как один кричал: «Душу продам за опохмелку». А иным просто интересно: как это жить без души? Вот и продают.

Бойкое место — Сенная площадь в Санкт-­Петербурге.

-3

Полностью книгу "Ближнее море" можно прочитать на сайте АвторТудей: https://author.today/work/169183