Найти в Дзене
Charisma

Сапоги на молнии: как советский модельер произвел революцию в мире моды

Казалось бы, что может быть банальнее обычных сапог на молнии. Звучит довольно логично, что с изобретение молнии люди должны были сразу применить ее на вещи первой необходимости - верхнюю одежду, сумки и обувь. Но на самом деле первые сапоги на молнии появились только в 1959 году, а случилось это с легкой подачи советского модельера.

Вера Аралова - советский модельер и художник, с 1948 года возглавлявшая Всесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту. Ее работа была далека от стереотипной жизни модельера - полет фантазии, нестандартные дизайны и необычные материалы были непозволительны в коммунистической стране. Советский режим требовал простой и функциональной одежды, а дизайнеры должны были выполнять свою работу строго по нормам. Ситуацию усложнял и "железный занавес". Модельерам и моделям был закрыт выезд заграницу, ни о каком обмене опытом с мировым модным сообществом не могло быть и речи. Их часто подозревали в шпионаже, а профессию маненкенщиц и вовсе считали постыдной.

Все изменилось в 1959 году, когда Никита Хрущев дал небольшие послабления режима и начал налаживать связи со странами запада. Чтобы показать всему миру, что советская модная промышленность ничуть не хуже капиталистической, было принято решение провести неделю "Русской моды" в Париже. Ответственной за коллекцию и честь всей страны была назначена Вера Аралова.

-2

Такая новость не могла не взволновать модельера. Чем удивить Париж, когда родина производит только рабочую одежду? Несмотря на то, что руководство всерьез намеривалось покорить Францию своими серенькими блузами и юбками-карандаш, Вера Аралова решила добавить в коллекцию шика. Она сделала акцент на то, чем славилась страна - мех, орнамент и фольклор. Но какую обувь подобрать к роскошным шубам в пол? Туфли не подходят по сезону, а привычные для того времени валенки были совершенно не к месту. Красивых и элегантных сапог по ножке тогда просто не существовало, а в ходу были грубые и массивные кирзовые сапоги или короткие ботинки. Тогда дизайнеру пришла идея вшить в высокие сапоги молнию. Это не только давало возможность превратить обувь в полноценный элемент образа, но и значительно упрощало процесс их снятия. Такие сапожки она заказала на собственные средства в мастерской Большого театра.

-3

И вот, в знаменательный день показа в Париже, случилась настоящая революция в мире моды. Как вы могли догадаться, публику поразили далеко не рабочие костюмы. Увидев роскошные шубы, шали и меховые пальто зрители были приятно удивлены, но основное внимание на себя привлекла диковинная обувь на молнии. Сапожки были с длинным голенищем и на невысоком каблуке, что делало ножку невероятно элегантной. Они сразу закрепили за собой имя "русских сапожек".

-4

После показа самые влиятельные кутюрье и промышленники засыпали Веру Аралову предложениями о сотрудничестве и приобретении патента на производство сапог. Но советская делегация не могла понять, как такой пустяк, как обычные сапоги, может быть действительно важным, и запретила любые контакты с иностранцами.

-5

Так, невероятно простое, но такое значимое изобретение вернулось обратно на родину, канув в лету. Тем временем в течение года после показа Европу наводнили невиданные сапожки на молнии. Они стали настоящим хитом на западе и продавались практически в каждом обувном магазине. Про Веру Аралову уже никто и не вспоминал, но первое время еще звучали отголоски "русских сапожек".

В СССР сапоги на молнии стали производить только через 15 лет по заграничным лекалам.