«Женщина делает большое дело: рожает детей, но не рожает мыслей»
В юности Соня Берс была жизнерадостной и амбициозной. Получила образование, статус учительницы, писала, надеялась на карьеру. А потом вышла замуж за главного тирана России, лелеяла его и получила депрессию и ярлык сумасшедшей.
На момент свадьбы Софье было 18, Льву – все 34. Писатель ещё до венчания решил отдать ей дневники с рассказами о любовницах, объясняя это честностью:
«Я пришла в ужас, что должна жить там, где эта баба. Я плакала ужасно»
Место женщин у плиты
«Женский вопрос! Только не в том, чтобы женщины стали руководить жизнью, а в том, чтобы перестали губить её»
Ладно, дневники, урывки разговоров в кухне – это ещё можно простить. Но вот, что написано в величайшей эпопее:
«…он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются запомнить, что им говорят; а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины»
Такое даже цитировать неприятно, уж простите. И это не всё. Унижение, презрение, ненависть ко всему женскому роду – этим кишат многие высказывания Толстого.
Судьба Софьи
«Я намекнула, что мне хотелось съездить на представления опер Вагнера, но на меня Лев Николаевич излил такой злобный поток упрёков, так язвительно говорил о моём сумасшествии касательно любви к музыке, о моей глупости, что мне теперь и охоту отбило что-либо желать»
За всю жизнь Софья не слышала ни спасибо, ни прости. Мучилась работой за просто так. Ни денег, ни признания, ни благодарности. Сама София говорила, что «фактически я, конечно, свободна. Я свободна читать корректуры, покупать яблоки Л. Н., шить платья мужу – свободна есть, спать, молчать и покоряться. И мне не весело, а трудно. И не то слово я употребила: весело, этого мне не надо, мне нужно жить спокойно, а я живу нервно».
Итоги
«Я никогда не был влюблен в женщин. В мужчин я очень часто влюблялся»
Они прожили вместе 48 лет. Знание о токсичности и тирании автора добавляет романам Толстого важный окрас. Великий русский писатель не считал женщин полноценными людьми. В обществе до сих пор царит патриархат, который крепнет в том числе и благодаря почитанию таких людей.
P.S. Плодовитая самка Наташа – такой слив персонажа я не прощу. А вы?
Подписывайтесь на канал. Нетипичные разборы и книжные подборки на все случаи жизни 💙
Ещё больше о литературе здесь: https://t.me/darired