Официально этот вооружённый конфликт, произошедший в декабре 1878 года между Чили и Боливией, получил название Второй тихоокеанской войны. Неофициально — Селитряная война, или Война за птичий помёт.
Гуано, то есть испражнения птиц и летучих мышей, было одной из главных статей экспорта Боливии и соседних стран. Из него можно было получать селитру, которая служила удобрением для сельскохозяйственных культур. И, что ещё важнее, применялась при производстве пороха.
Чилийское правительство под патронажем Британии добывало гуано в огромных количествах и отправляло его в Европу. Боливийские правящие элиты за мзду от англичан выдали чилийцам право на беспошлинную добычу сырья. Долгое время главное национальное богатства Боливии выкачивалось и уезжало за океан тоннами.
Но внезапно парламент Боливии решил, что хватит это терпеть, и обложил добычу гуано налогами.
А когда возмущённые чилийцы и британцы отказались платить, боливийцы просто конфисковали у всех компаний, добывавших птичий помёт на их территории, всё имущество. Президент Чили Анибал Пинто аннексировал боливийский город Антофагасту, потому что из 5 348 жителей 4 530 были чилийцами. Боливия объявила Чили войну. Перу присоединилась к конфликту на стороне Боливии.
Победа в итоге досталась Чили, потому что за ней стояла Британия. И добыча гуано продолжилась на прежних условиях. Боливия потеряла убитыми и ранеными около 25 000 человек, и ещё 9 000 попали в плен.
Провинцию Антофагаста ей так и не вернули, поэтому боливийцы утратили ещё и выход к морю, с чем до сих пор не могут смириться. И по сей день они отмечают день ВМФ в память о том, что когда‑то берег Антофагасты принадлежал им. В честь этого боливийские женщины красят ресницы в синий цвет и наряжают детей в тельняшки.