Вы когда-нибудь пробовали закрыть ИИС? Я да. И это оказалось достойно целой истории!
Для начала предыстория, постараюсь изложить ее сжато и без лишних эмоций, хотя задача это будет не из легких.
Эта история началась в начале 2018 года, в январе, я тогда купил билеты в Индию, штат Гоа, собираясь переключиться и основательно отдохнуть. Поскольку в Индии не так много банкоматов, я решил купить пару тысяч долларов наличными и с этой целью поехал в Сбербанк, чтоб его акции всегда только росли! В отделении Сбера я зашел в отдельный кабинет к целому начальнику доп. офиса, поскольку у меня Сбербанк Премьер. Начальник оказалась весьма милой девушкой и поведала мне что я могу купить доллары дешевле. Для этого нужно было открыть счет... дальше я не слушал, было неинтересно.
- "Но у Вас крупная сумма, сможете неплохо сэкономить!"
Путем рассуждений, принятых мною туманно и неточно, она убедила меня открыть ИИС, потому что это капец как выгодно и даже если я не понимаю всех преимуществ сейчас, я непременно пойму их позже.
- Хорошо, давайте.
Счет открыли минут за сорок, с третьей попытки - тогда директива снабдить население ИИСами, как я понимаю, только вышла и девочки сами толком не выучили процедуру. Я уже тогда проклял все, потому что зашел на секунду поменять рубли на баксы, а меня заболтали, и вот я, уже вспотев за 40 минут, подписываю уже третью пачку документов, толком не понимая зачем.
Когда с этим было покончено, немного подождали пока счет будет открыт и девушка-начальник приказала отнести деньги в кассу, положить их на счет. Я так и поступил. Далее она дала номер телефона с инструкцией - звони по нему и отдавай распоряжение брокеру на покупку долларов. К тому моменту я находился в офисе банка уже больше часа и порядком устал.
- А по какому курсу он купит?
- По какому скажете.
- Что?? А когда?
- Когда по этому курсу будут продавать.
- Так мне сейчас надо, я же Вам сразу сказал, мне некогда ждать когда там курс будет ниже. А он точно будет ниже?
ОМГ, я зашел на пять минут поменять рубли, а меня втянули в какую-то авантюру, причем очень втупую, словно я пожилая дама, которая ищет как сэкономить копейку и, не особо вникая, слушается доброго человека из сберкассы. Я так и понял, что скрипт массового открытия ИИС в Сбере был подогнан под эту целевую аудиторию. Ладно. К тому моменту я уже понял, что открытие счета мне было не нужно и даже вредно, поскольку потрачено время и я еще не знаю всех последствий к чему меня этот счет обяжет и как вообще его закрывать. И, как оказалось, я был прав, об этом уже скоро.
- Ладно, говорю, допустим я куплю доллары на бирже прямо сейчас по курсу, который есть. Но мне нужны наличные, я еду в другую страну, я Вам изначально говорил. Сколько еще времени ждать, пока я смогу получить их в кассе?
- Пишете соответствующее заявление и вывод средств обычно 1-2 рабочих дня.
- WTF, ЧТОоо?
Чувствую, что меня просто развели. Я положил 2000$ на непонятный счет, самолет у меня завтра, вывести я их точно не успеваю, да и мне о другом думать надо - о чемоданах, дороге, гостинице, все рассчитать и ничего не забыть, а не караулить у Сбера свои деньги.
Но и улетать я планировал чтобы именно полностью выключиться и перезагрузиться, а не помнить что надо по приезду свои 2000 баксов у Сбера выуживать, я могу просто за месяц забыть о них и об этом счете! Сбербанк онлайн у меня тогда не было. В общем, я купил в кассе другие 2000$, но для себя сделал окончательные выводы о клиентоориентированности банка. Это хорошо, что у меня была возможность купить нужные мне доллары на другие деньги, а если бы другой человек, копивший год на этот отдых полетел туда без денег благодаря подставе от той начальницы? Я поставил напоминалку на телефоне "закрыть ИИС" на через полтора месяца и полетел отдыхать.
Спустя полтора месяца я пришел в Сбер закрывать счет. Зачем мне на мое имя какой-то непонятный счет, не хочу чтобы что-то висело лишнее. Подробностей не вспомню, но ушел оттуда не солоно хлебавши. Началась опять какая-то бюрократия, сбои системы, неопытные сотрудницы, прождав час, я плюнул и отложил этот вопрос.
Недавно я начал инвестировать и поначалу обрадовался, что у меня не просто есть ИИС, а пятилетней выдержки, это значит, что я смогу получать налоговый вычет не ожидая трех лет, ибо моему счету уже пять. Но инвестировал через брокера Тиньков, просто потому, что удобнее.
В конце 2022 года скачал-таки приложение "Новый инвестор", закинул несколько тысяч на ИИС и решил, что буду собирать свой основной портфель именно тут.
Далее у меня снова возникло несколько поводов разочароваться Сбере, и под Новый год, я, проводя ежегодную инвентаризацию своих дел, пришел к выводу, что ИИС мне вообще в принципе не нужен, особенно в Сбере. Я решил выждать пару новогодних дней, чтобы не нагружать сотрудников и 4 января написал в службу поддержки "Нового инвестора"
Мне сообщают что закрыть ИИС нельзя, потому что счет вывода средств неактуален. Это странно, ибо я клиент Сбера с незапамятных времен, больше 10 лет точно и все время у меня одна дебетовая карта. Если меняется счет при перевыпуске, то почему меня это должно как-то трогать? Нельзя оставлять счет как был или хотя бы наладить его изменение автоматически? Это наш бигтех? Но это еще не все, счет я должен поменять именно сам и именно в "сбербанк-онлайн" и именно на компьютере. Я там никогда даже не был и пароль свой не знаю, ведь для чего Сбер выманил у меня биометрию, обещая что дальше все везде будет просто по голосу?
Оставлю описание долгих переписок с поддержкой, где они объясняли что именно нажать и где. Но скажу что результата это не дало. Когда я через пару часов изучения веб-версии Сбер онлайн выполнил все, что требовал консультант, нужно было ждать пару рабочих дней.
Но ничего не происходило. Я подумал, дело в новогодних каникулах, выждал их и написал снова 11 января.
Опущу подробности, вновь начатой по скрипту переписки, уговорами ничего не закрывать, ведь меня ни к чему не обзывает, моими ответами на все ранее задаваемые вопросы, новой заявкой на закрытие ИИС, скажу лишь, что закончилось все тем, что по каким-то причинам мое изменение счета вывода в личном кабинете Сбер-онлайн не отправилось, хотя я точно его отправлял. Поэтому мы сделал все заново, я даже скрин сделал что изменения отправлены и снова стал ждать. Ничего не произошло.
Пишу 17 января, прохожу снова все круги ада весь скрипт, убеждаемся, что черновик оправлен, удивляемся что реакции нет, отправляем снова, через несколько часов переписки выясняем, что в на их стороне произошла какая-то техническая ошибка. Я говорю спасибо за облегчение жизни удаленными сервисами, давайте я просто пойду в офис и мне там может побыстрее помогут? Техподдержка решительно против.
Стоит отметить, что переписки длились часами, заходя в глубокую ночь и когда я спросил нельзя ли отвечать побыстрее, потому что меня в сон клонит, мне ответили в довольно грубой форме, что я не один у них клиент, отвечают как могут и тут же перекинули мой вопрос на 25 января, то есть перенесли на 8 дней. Ожидайте.
26 января мне пришло смс, что вопрос не решен и откладывается, и 29 к вечеру мне позвонила наконец, коллега моей личной менеджерки, до которой я тоже безуспешно пытался дозвониться несколько дней во время всей этой эпопеи и сообщила, что моя менеджер в отпуске (он у них часто) и техническая ошибка исправлена, я могу вновь подавать заявление на закрытие ИИС. Радостное известие, конечно.
30 января вновь пишу в техподдержку, прохожу снова все знакомые круги, но к ним неожиданно добавляется новый, ранее неизвестный.
опущу подробности всех этих бесконечных переписок, скажу что история закончилась благополучно, и 3 февраля, в годовщину, спустя месяц после первого обращения, мне пришло смс о закрытии счета.
ИИС все-же удалось закрыть и я праздновал это как победу.
Вся эта история для меня очень многое прояснила со Сбером. Выводы оставлю при себе, а Вам оставляю сделать свои. Скажу только, что комиссия в брокере Сбера в три раза меньше, чем в желтом банке, но я все-таки принял решение переплатить и оставить свой портфель там. Хотя у меня был конкретный план - вести портфель акций в Сбере, и потом ипотеку еще в этом банке взять. Но сейчас я во фрустрации после всей этой истории, буду искать консультанта по ипотеке, стоит ли мучаться со Сбером или проще где-то переплатить.
У вас был похожий опыт с зеленым банком, или это только мне так повезло? Напишите, пожалуйста, в комментариях, я реально не знаю - закрыть там все, к чертям или мне просто не повезло?