Раньше Россия была ещё более северной страной, чем сейчас: глухие леса давали пушнину, топливо, стройматериалы, укрытие от набегов из степи.
Так что при движении на восток русские очень долго заходили с севера - с такого севера, где сейчас и дорог-то нет.
Сейчас Чердынь - маленький город на севере Пермского края, транспортный тупик, откуда можно уехать только в ещё бо́льшую глушь.
А в XV-XVI веках здесь проходил главный русский путь на Урал, с Вологодской земли на верховья Камы, а древняя Чердынь была городом прямо-таки столичным, центром протогосударства Пермь Великая.
При этом даже после смещения торговых путей и основной полосы расселения на юг Чердынь не стала захолустьем, и не превратилась ещё до революции в село, как многие некогда богатые города на заброшенных северных дорогах.
Земли севернее были ещё большей глушью, и в сторону Печоры из лесостепей и степей сквозь леса, через которые сейчас нет дорог, везли хлеб.
Тупиком север Пермского края в общем и Чердынь в частности стали только в советское время, так что сейчас чердынцев примерно столько же, сколько было сто лет назад - 4.5 тыс. человек.
Хотя тридцать лет назад было в полтора раза больше.
Как и до Красновишерска, до Чердыни так и не дошли железные дороги.
Но в Чердыни, в отличие от Красновишерска, было что сохранять.
Так что бывшая столица Перми Великой выглядит так исторично, как мало какой город в России (включая Золотое Кольцо).
По количеству церквей Чердынь может сравниться с Соликамском (который в 20 раз больше по населению), а по нетронутости исторических пейзажей не имеет себе равных на всём Урале.
В центре городка сложно найти здание моложе 100 лет.
А за рекой Колва фоном для церквей и реконструированных башен деревянного кремля служат лесные дали и пологий контур горы Полюд.
Той самой, которая другим своим боком обращена к Красновишерску и Ветлану.
Были воссозданы Наугольная и Спасская башни Чердынского кремля, который был построен в 1535 году, выдержал 11 осад (ни разу не был взят).
Среди башен и остатков валов стоит деревянная церковь, не так давно перенесённая сюда из района, из села Бигичи.
В XVIII веке кремль был перенесён с Троицкого городища на другую сторону оврага, где от от него дошло до наших времён несколько каменных построек.
Церкви выстроились в ряд на высоком берегу реки.
И хотя среди них нет ни одной древнее начала XVIII века (раньше Чердынь попросту вся была деревянной), выглядит это всё ну совсем как на картинке.
Река Колва, приток Вишеры, которая приток Камы имеет вид совершенно северный - песчаные берега, медленная, тёмная, прозрачная вода.
Об Урале напоминают только высокие берега.
Отдельно приятно, что в городе можно забраться на несколько колоколен.
На одну, относящуюся к Воскресенскому собору, официально и за деньги.
А подъём на другую, которая в составе старейшего на Урале Иоанно-Богословского монастыря, мне устроили прихожане.
На второй линии от реки начинается гражданская каменная застройка уездной Чердыни.
Три главные улицы города, параллельные Колве.
Успенская, Юргановская, Прокопьевская.
Вообще, городская планировка не очень оригинальна и типичная для старого уездного города - она прямоугольная, и город, как и столетие назад, состоит из нескольких десятков прямоугольных кварталов.
Она на одно-полтора столетия моложе городских храмов над Колвой, но не менее атмосферна.
Ведь это настоящее сердце города, где по-прежнему во множестве ходят, покупают, продают люди.
В Чердыни нет настоящей главной площади.
Есть только центральный квартал напротив кремля, ограниченный улицами Успенская, Советская, Юргановская, Соборная.
Он вмещает в себя рынок, автостанцию, краеведческий музей, администрацию и дом культуры.
Несмотря на удалённость от всего и проблемы с трудоустройством (местную зону закрыли, теперь люди ездят на работу в ещё более далёкий посёлок Ныроб), Чердынь не выглядит депрессивным городом.
Туристы здесь есть, но не то чтобы много: всё же очень далеко ехать. Чердынь находится в лучшем состоянии, чем города Русского Севера такого же размера, которые могут похвастаться примерно таким же количеством архитектурного наследия.
При этом тут нет избыточного благоустройства, и поэтому город выглядит настоящим.