24 января Американская Киноакадемия объявила номинантов 95-й оскаровской церемонии, которая состоится 12 марта и пройдет на постоянной арене проведения церемонии вручения «Оскара» — в лос-анджелесском кинотеатре Dolby. Это второй раз подряд, когда главное кинособытие года пройдет не в феврале, как бывало всегда, а в марте.
Мы подготовили для вас краткий обзор фильмов с количеством номинаций больше одной.
«Все везде и сразу» — фантастическая черная комедия с Мишель Йео в главной роли. По сюжету героиня узнает, что способна видеть и при определенных условиях перемещаться в тело своей версии в различных параллельных вселенных, чем и занимается на протяжении двух с четвертью часов экранного времени, спасая мир от коллапса, а попутно решая собственные финансовые, семейные и личные проблемы (спойлер — успешно). 11 номинаций.
«На Западном фронте без перемен» — немецкий фильм по одноименному роману Эриха Марии Ремарка. Первая Мировая, иллюзии патриотически настроенных молодых людей вдребезги разбиваются о реалии окопной войны. 9 номинаций.
«Банши Инишерина» — черная трагикомедия о ссоре двух друзей на маленьком ирландском островке. После многих лет дружбы один из них, музыкант, вдруг объявляет, что знать не хочет другого, что тот своей заурядностью тянет его вниз, и отныне он намерен посвятить себя сочинению великой музыки и совершению поступков, которые обессмертят его имя в веках. В качестве меры, которая помешает другу восстановить отношения, он предполагает совершенно радикальные поступки. 9 номинаций.
«Элвис» — байопик База Лурмана об Элвисе Пресли. Бывший менеджер «Короля» Том Паркер на смертном одре рассказывает о том, как он встретил «белого парня с черным звучанием» и о том, как началась головокружительная карьера одной из ярчайших звезд ХХ века... 8 номинаций.
«Фабельманы» — автобиографический фильм Стивена Спилберга по собственному сценарию, рассказывающий историю его семьи и детства. Главный приз зрительских симпатий на кинофестивале в Торонто, где победителя определяют не критики, а зрительское голосование. 7 номинаций.
«Топ Ган. Мэверик». Том Круз бессмертен, как и его обаяние. Кино с говорящим названием — продолжение культового фильма 1986 года, действие которого происходит спустя 36 лет после его событий. Второй по кассовости фильм года. 6 номинаций.
«Черная пантера. Ваканда навеки» — супергеройский марвеловский фильм, продолжение сюжетной линии Ваканды, события разворачиваются после смерти короля Т'Чалла. 5 номинаций.
«Аватар. Путь воды» — долгожданное продолжение франшизы Джеймса Кэмерона про громадных синих людей с острыми ушами. Действие происходит спустя 15 лет после событий оригинальной картины, бюджет фильма оценивают как один из самых высоких за историю кинематографа, на подходе третья и четвертая части. 4 номинации.
«Вавилон» — дивной красоты историческая комедийная драма, повествующая о взлетах и падениях кинематографа на пути от немого кино к звуковому в конце 20-х годов прошлого века. 3 номинации.
«Треугольник печали» — черная комедия с юношей и девушкой модельной внешности в качестве сквозных персонажей. Социальная и философская сатира, исследующая большинство видов неравенства в современном мире и парадоксальным образом приводящая зрителя к пониманию, что совершенное его искоренение невозможно. Но при некоторых специфических условиях кто был никем — может стать всем. Не всерьез и ненадолго. 3 номинации.
«Кит» — фильм с Бренданом Фрейзером, сценарий которого написал на основе собственной пьесы Сэмюэль Д. Хантер. Его герой — тучный профессор колледжа, который ведет занятия со студентами онлайн из-за стыда за свой лишний вес, держа камеру ноутбука выключенной. У него непростые отношения с бывшей женой, дочерью и единственной женщиной, принимающей участие в его жизни. 3 номинации.
«Бэтмен» — тут, я думаю, комментарии излишни. 3 номинации.
«Говорят женщины» — фильм, в основу которого положен одноименный роман Мириам Тьюс о сексуальном насилии над женщинами в общине меннонитов. Множество по-настоящему плохих вещей может происходить с нами до тех пор, пока мы молчим и разобщены. 2 номинации.
«Жить». Британский фильм, сценарий которого нобелиант Кадзуо Исигуро написал, вдохновившись фильмом Акиры Куросавы, в свою очередь основанном на толстовской «Смерти Ивана Ильича» — видите, как все переплетено. Главный герой узнает о смертельном диагнозе и стремится прожить остаток дней максимально осмысленно. 2 номинации.
Кино — это замечательно, и все мы его любим. Но здесь, на LiveLib, мы в первую очередь читатели, и как книгоманов нас не может не настораживать явная тенденция к уменьшению удельного веса литературных произведений в качестве сценарной основы самых ярких, заметных, коммерчески успешных и народно любимых картин. Напомню, прошлогодним фильмом года стал «CODA. Ребенок глухих родителей», не только не экранизация, а вовсе даже ремейк более ранней французской ленты.
И это ситуация с «Оскаром», исторически любящим адаптированные романы: в 1956, 1959, 1972, 1980, 1991, 1995 экранизации составляли 100% от общего количества номинированных лент. В 2016 этот показатель составил 63%, в прошлом году — 50%, в нынешнем — только 20%. В чём дело? Почему кинематограф разлюбил литературу, с которой всегда составлял неразрывное единство? Даже понимая, что охват глобальных явлений не в нашей компетенции, давайте всё же попробуем сделать предположения.
Итак, 1 — они выбирают не те книги!
Для подавляющего большинства картин с литературной основой в 2022 году выбрали в качестве отправной точки не самые лучшие книги — сейчас, когда выбор так богат. И да, в книжном море можно не только заблудиться, но и вовсе утонуть без надежной навигации, однако есть люди, знающие в литературе толк, так почему бы продюсерам не обратить ради разнообразия внимание на мнение тех, кто в этом разбирается? Кинематографисты, поинтересуйтесь у книжных экспертов!
2 — они недостаточно хорошо работают с материалом
Достаточно вспомнить сентиментальное любовное кинцо «Три тысячи лет желаний», в который превратился остроумный сложный, глубокий и совсем не ванильный «Джин в бутылке из стекла “соловьиный глаз”» Антонии Байетт. Про «Глубокие воды» по одноименному роману Патриции Хайсмит можно сказать только — это так плохо, что даже хорошо... Справедливости ради, некоторые экранизации всё же были достойными, например, «Быстрее пули» Дэвида Литча по «Поезду убийц» Котаро Исаки вполне неплох, но, вы же понимаете, это не вполне оскаровский формат.
3 — всё больше книг адаптируется в сериальном формате
Телевидение, в самом деле, дает возможность более бережного и подробного освоения материала: подвинься, брат кинематограф! Среди удачных сериалов имеет смысл назвать «Флейшмана в беде» по одноименному роману Тэффи Бродессер-Акнер, «Песочного человека» по Нилу Гейману, «Разговоры с друзьями» по Салли Руни и «Мою гениальную подругу» по Элене Ферранте, «Клуб полуночников» по Кристоферу Пайку и вполне пристойный замах на «Интервью с вампиром» по Энн Райс, не потеснившее культовой картины с Бредом Питтом, но удачно ее дополнившее.
Что ж, будем держать кулаки за более активное сотрудничество кинематографистов с книжными экспертами. А в завершение не могу не сказать о фильме, который завладел моим сердцем. Это «Пиноккио» Гильермо дель Торо по одноименному роману Карло Коллоди, номинированный как анимационный. Адаптация достаточно приблизительная, учитывая, что действие переместилось из Италии девятнадцатого века в промежуток между двумя войнами, и, собственно, во Вторую Мировую. Деревянный мальчишка внешне редкий уродец. Но боги мои, какая бездна обаяния, как трогательна и как прекрасна эта история отцов и детей, в очередной раз убеждающая, что под рукой мастера даже не самая интересная книга превращается в шедевр.
Текст: Майя Ставитская