Найти тему
Визуал

Единственный чернокожий авиатор в армии Российской империи: за что Марсель Пля получил два георгиевских креста

Впервые о Марселе я узнал благодаря фотографии 1916 года, на которой запечатлен бравый темнокожий унтер-офицер с двумя георгиевскими крестами. Выглядит молодцевато, глаза умные, улыбается – короче, загляденье. Но как француз с полинезийскими корнями попал в воздушный флот Российской империи и стал героем? Сейчас расскажу, история действительно удивительная.

Фото 1916 года / Общественное достояние. Колоризация: Ольга «Klimbim» Ширнина.
Фото 1916 года / Общественное достояние. Колоризация: Ольга «Klimbim» Ширнина.

Фотография, которую вы видите, – современная колоризация, выполненная признанным мастером Ольгой Ширниной. Кадр очень здорово обработан. Снимок из журнала «Огонёк» от 23 октября 1916 года не просто наполнился красками, а стал четче, чище и как будто ожил. В журнале было сказано, что Марсель Пля – таитянин, но на самом деле он француз. Родился в феврале 1890 года, а в Россию попал подростком вместе с матерью.

Скан отрывка материала из журнала «Огонёк».
Скан отрывка материала из журнала «Огонёк».

Мари Пля была принята нянькой в богатую купеческую семью в 1907 году. Для юного Марселя Россия стала второй родиной. Парень неплохо выучил русский, пожил в Москве, Петербурге и Риге. Он устроился на работу на Русско-Балтийский Вагонный завод, сначала в цеху собирал машины, потом его перевели в авиационный отдел. Марсель живо интересовался техникой, получил шофёрское свидетельство. Женился, стал отцом. А когда началась Вторая мировая пошел добровольцем в автомобильную роту.

Редкий кадр: Марсель в автомобиле «Руссо-Балт С 24/30». Рига, 1911 год.
Редкий кадр: Марсель в автомобиле «Руссо-Балт С 24/30». Рига, 1911 год.

Учитывая знания и опыт Марселя, не удивительно, что в конце 1915 года его перевели в воздушный флот и включили мотористом в состав экипажа аэроплана «Илья Муромец». На Северном фронте у него было несколько боевых вылетов, за которые он и получил свои два георгиевских креста. Если честно, истории там такие, что не удивлюсь, если однажды про Марселя снимут фильм. Причем, все зафиксировано не только журналистами, но и в наградных приказах.

«Илья Муромец»
«Илья Муромец»

Если коротко, во время одного полета в бою был ранен командир и бомбардировщик стал стремительно падать. Помощник командира выровнял биплан но с Марселем уже попрощались – подумали, что его выбросило в люк. Однако, оказалось, француз заранее предусмотрительно привязался, и, хотя его поболтало в воздухе, сумел забраться обратно. Более того, позже он вылез на крыло и занялся ремонтом мотора. Кое как «Илья Муромец» с 70 пробоинами (столько насчитали потом) сумел дотянуть до аэродрома и сесть.

Воздушному кораблю крепко досталось...
Воздушному кораблю крепко досталось...

В другой истории Марсель снова чинил самолет в воздухе. Он час с лишним зажимал руками прореху в какой-то водяной трубке, чтобы мотор не перегрелся и не отказал. Третий случай – Пля занял место стрелка хвостовой установки и сбил два немецких истребителя. Звучит всё это может чересчур героически, но есть приказы, есть два георгиевских креста и есть статья в «Огоньке» от 23 октября 1916 года. Журналистам бравый Марсель очень приглянулся. Они отметили, что он отлично говорит по-русски, «только окончания заглатывает. Любит щегольнуть солдатскими словечками, забористыми, как стручковый перец».

-6

Дальше о Марселе Пля мало что известно. После демобилизации из русской армии он вернулся во Францию и жил в пригороде Парижа. Его не стало в 1951 году. А память осталась. Согласитесь, удивительная история?

Понравилась публикация? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на «Визуал», ретро-канал для тех, кто любит «разглядывать» историю!