.
.
И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле (Откр.18:24)
.
Если в последних стихах главы 17 один из Ангелов, изливающих в мир чаши последнего гнева, свидетельствовал о том, что «великий Вавилон» царствует над всеми «земными царями» (Откр.17:18), то в завершении главы 18 еще один «сильный Ангел» предвозвещает (а это уже третий по счету Ангел, открывающий тайнозрителю Откровения панорамы суда над вавилонской блудницей, сравн. Откр.17:1, Откр.18:1, Откр.18:21 и Откр.14:6-12), что в этом «великом городе» будет найдена не только кровь некоторых убитых пророков, но кровь «всех убитых на земле».
А это означает, что именно «вселенский Вавилон» является единственным виновником всей полноты совершенного на земле неправедного кровопролития, берущего начало от преступления Каина, сравн.:
И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно... и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт.4:10-15)
(Сравн. – «и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным», Откр.17:5)
При этом можно заметить, что некоторые библейские города, конечная участь которых иносказательно свидетельствует о судьбе всего ветхого мира, именуются в священных текстах «городом кровей», то есть отмечены несмываемой виной неправедного кровопролития (сравн. – «И сказал Иеремия всем князьям и всему народу: "Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего... только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его», Иер.26:12-15).
Более того, когда пророк Иезекииль предвозвещает суды над «кровавой» горой Сеир, то есть над Едомом (который входит в число предначертательных образов «великой вавилонской блудницы», сравн. Иез.35 и Ис.34:5-16), «городом кровей» именуются не некие языческие поселения, но земной Иерусалим, который при всех адресованных ему обличениях оставался до времени самым святым городом всего ветхого мира, сравн.:
И было ко мне слово Господне: и ты, сын человеческий, хочешь ли судить, судить город кровей? выскажи ему все мерзости его. И скажи: так говорит Господь Бог: о, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя! Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя, и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям (Иез.22:1-4)
.
Причем называет буквальный Иерусалим «городом кровей» не кто иной, как библейский пророк Иезекииль, который не случайно более семидесяти раз именуется «сыном человеческим», то есть так, как именовал Себя Сам Спаситель, — а завершается это свидетельство утверждением, что исполненный мерзостями «город кровей» (сравн. – Откр.17:5) будет низложен и уничтожен, сравн.:
Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей! горе котлу, в котором есть накипь и с которого накипь его не сходит! кусок за куском его выбрасывайте из него, не выбирая по жребию. Ибо кровь его среди него; он оставил ее на голой скале; не на землю проливал ее, где она могла бы покрыться пылью. Чтобы возбудить гнев для совершения мщения, Я оставил кровь его на голой скале, чтобы она не скрылась. Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей!... (Иез.24:6-9)
И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь. Вот, Я — на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряющая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою... Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него народы, созовите на него царства Араратские, Минийские и Аскеназские, поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу (Иер.51:24-27)
И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне (Откр.17:16)
.
А пророк Наум называет «городом кровей» столицу Ассирийского царства «великую Ниневию», которая с удивительной точностью уподобляется и «великому Иерусалиму», и «великому Вавилону», сравн.:
Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство... Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их. Это — за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими — племена. Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою... И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: "разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? где найду я утешителей для тебя?" (Наум.3:1-7)
.
Более того, в книгах Ветхого Завета слова «горе городу кровей» повторяются трижды (Иез.24:6, Иез.24:9, Наум 3:1), что в образно-пророческом смысле прямо связано со свидетельством «горе, горе, горе живущим на земле», которое звучит в книге Откровение из уст летящего «посреди неба» Ангела-Орла (Откр.8:13).
И точно такое же образное свидетельство прорисовано в книгах Аввакума и Захарии, где адресатами последних судов называются город и дом «вселенского надменного человека», сравн.:
Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена... Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем... Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей. Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: "горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!" (Авв.2:5-12)
И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток. И сказал он мне... это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен... и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет... Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его. И вышел Ангел, говоривший со мною, и сказал мне: подними еще глаза твои и посмотри, что это выходит? Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит ефа, и сказал: это образ их по всей земле (Зах.5:2-6)
.
Но самый существенный аспект подобных свидетельств заключается в том, что библейские образы «дома» и «города» в определенном смысле соответствуют понятию «род» (причем подобные соответствия исчисляются не десятками, а сотнями, например, Быт.12:1, Чис.14:12, 1 Цар.2:31 и т.д.), — а в новозаветных текстах наряду со знаменательным понятием «мир сей» упоминается подобное ему и по форме, и по пророческой значимости понятие «род сей» (Мф.11:16-19, Мф.24:34-35, Мк.8:12, Мк.13:30-31, Лк.11:29-30, Лк.21:32-33 и т.д.), причем «от рода сего» христианам надлежит спасаться в точности так, как следует спасаться «от мира сего» (сравн. «Иисус отвечал... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», Ин.3:5; «...как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного...», 1 Пет.1:23; «...спасайтесь от рода сего развращенного...», Деян.2:38-41; «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел...», 1 Пет.2:9, и т.д.).
Более того, именно к «змеиному» роду (а вовсе не к роду Авраама и Сарры) Господь относит тех иудеев по плоти, кто не принял новозаветную проповедь и встал на сторону противников Благовестия, сравн.:
Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел (Мф.16:4, то же в Мф.12:39)
Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей (Мф.23:33-36)
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44)
(Здесь очень важно, что слово о духовном родстве ветхого человечества со змеями следует воспринимать не в качестве гиперболы или оскорбления, но в качестве устойчивого библейского образа, имеющего вполне конкретный образный смысл, сравн. – «И сказал Господь Бог змею: ...и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту», Быт.3:14-15; «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское», Ис.27:1)
И такое же по сути свидетельство прорисовано в книге Откровение в образах третьей чаши последнего гнева, которая изливается на реки и источники вод, после чего из соделавшихся кровью источников вынужденно пьют все «живущие на земле», что обличает в пролитии невинной крови все без исключения нечестивое человечество, сравн.:
И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того (Откр.16:5-6)
.
Поэтому даже псалмопевец Давид, будучи рожденным в колене Иуды и помазанным на буквальное царство в Израиле, по вдохновению Св. Духа ищет избавления не от отдельных человеческих прегрешений, но от того грядущего осуждения, которое ожидает саму ветхую человеческую природу, царствующую даже над земными царями, сравн.:
Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою (Пс.50:16)
Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями (Откр.17:18)
.
Кроме того, нет сомнений, что кровь «всех убитых на земле» откроется только в момент Последнего Суда, — то есть в то же самое время, когда происходит воскресение мертвых и Второе Пришествие Спасителя, сравн.:
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов. Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (Ис.26:19-21)
(При этом ранее уже отмечалось, что при совершении окончательного суда над городом-родом-блудницей народ Божий, «избавленный от кровей», Пс.50:16, будет пребывать в безопасности, так как сможет укрыться в непоколебимой Небесной скинии, сравн. — «И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов», Откр.15:8)
Таким образом, в свидетельствах книги Откровение, посвященных суду над великой вавилонской блудницей, достигает смысловой полноты целая череда знаменательных пророческих противопоставлений, в соответствии с которыми:
.
- Невеста Христова противопоставляется всем без исключения земным блудницам
- «семя жены» и «род избранный» противопоставляется «семени змея» и «роду сему»
- вино брачной вечери противопоставляется питию крови из чаши последнего гнева
- конечная участь человека предполагает либо вознесение в Небесный храм подобно Самому Спасителю, — либо падение жерновом в глубины преисподней
.
Причем такие смыслы в точности соответствуют все прочим библейским свидетельствам и не подразумевают поисков в образе великой вавилонской блудницы некоего надуманного «фантазийного» наполнения.
В целом же можно заметить, что «загадочность» пророческих свидетельств книги Откровения зачастую обусловлена излишней сложностью в их восприятии, свойственной ветхому человеческому уму, который готов строить бесконечные «вавилонские башни», но не склонен и не желает понимать и воспринимать простые и понятные новозаветные истины.
.
................................................................................................................................................
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Аллилуия Господу нашему, ибо Он осудил великую любодейцу... и взыскал кровь рабов Своих от руки ее (Откр.19:1-3)
Предыдущая статья: О чем свидетельствуют образы запустения Вавилона? (Откр.18:22-23)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)