.
.
Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним (Откр.18:20)
.
Чередующиеся панорамы книги Откровение, в которых, как уже отмечалось во многих публикациях канала, каждому образу ветхого мира раз за разом противопоставляется небо и небесная реальность, продолжаются свидетельством о великой радости, которая воцаряется в среде небожителей сразу же после падения «блудного Вавилона». Причем в данном случае именно веселье святых Апостолов и пророков представляется «небесной альтернативой» рыдающим о потере возможности обогащаться от великой блудницы «земным царям», «земным купцам», «корабельщикам» и «всем торгующим на море».
Но самый знаменательный смысл безграничного торжества Небесного Собора заключается в том, что как бы не выглядело падение блудницы, это произойдет не по случайному стечению обстоятельств, и не в результате спонтанных геополитических катаклизмов, но в результате небесного суда, в котором воплотится воля и убеждения новозаветной Церкви («…совершил Бог суд ваш над ним», Откр.18:20).
Более того, нет сомнений, что в свидетельствах об окончательном падении «великой блудницы» речь идет не о неких ограниченных «промежуточных» событиях, после чего природные и социальные катастрофы продолжатся чем-то еще более масштабным и более значимым, но о предвозвещенном апостолами и пророками бесславном конце всего ветхого мира, сравн.:
Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин.16:20)
Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор.6:2)
Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему (Дан.7:26-27)
И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его (Откр.16:18-19)
.
(Конечно, в наше время информационное пространство исполнено множеством ошибочных и откровенно антихристианских толкований, которые представляют суд над «великим вавилоном» чем угодно, но только не последним днем ветхого мира. Однако поскольку именно «великий вавилон» именуется матерью всех земных блудниц и всех земных мерзостей, Откр.17:5, принимающим на себя всю полноту вины вселенского кровопролития, Откр.17:6, Откр.18:24, — после совершения над ним небесного огненного суда ни источников нечестия, ни возможностей для беззаконий в видимом мире попросту не останется, сравн.: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», 2 Пет.3:10)
.
................................................................................................................................................
.
И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его (Откр.18:21)
.
.
Уподобление суда над «великим вавилоном» брошенному в море мельничному камню на первый взгляд выглядит достаточно неожиданно, однако в ветхозаветных текстах описаны события, где грядущие на город Вавилон бедствия были записаны пророком Иеремией в особую книгу, отправленную нечестивому адресату через посланника Сераию (при этом Иеремия и Сераия пополняют знаменательную библейскую череду двух верных свидетелей):
Иеремия вписал в одну книгу все бедствия, какие должны были придти на Вавилон, все сии речи, написанные на Вавилон. И сказал Иеремия Сераии: когда ты придешь в Вавилон, то смотри, прочитай все сии речи, и скажи: "Господи! Ты изрек о месте сем, что истребишь его так, что не останется в нем ни человека, ни скота, но оно будет вечною пустынею". И когда окончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень и брось ее в средину Евфрата и скажи: "так погрузится Вавилон и не восстанет от того бедствия, которое Я наведу на него, и они совершенно изнемогут" (Иер.51:60-64)
(Здесь можно заметить, что в Иер.51:59-64 по сути представлен законченный евангельский сюжет, в котором обозначена вся полнота новозаветных времен)
При этом предвозвещенное Вавилону «утопление в море» в точности соответствует судам, уготованным великому городу Тир (сравн. – «…все множество народа в тебе… упадет в сердце морей», Иез.27:27; «А когда ты разбит морями в пучине вод, товары твои и все толпившееся в тебе упало», Иез.27:34), а также падению в бездну египетского фараона вместе с его нечестивым воинством (сравн. – «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море... Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море... Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень», Исх.15:1-5)
А поскольку камень, брошенный в море сильным и величественным Ангелом, уподобляется «большому жернову», — это обстоятельство связывает последний и окончательный суд над «великим вавилоном» с одним из буквально-образных установлений ветхозаветных времен, опираясь на которое Спаситель предвозвестил единую конечную участь всех возможных лжесвидетелей и соблазнителей, сравн.:
а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф.18:6, то же в Мк.9:42 и в Лк.17:2)
Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу (Втор.24:6)
И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга... и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих (Откр.18:11-13)
.
(Попытки истолковать ветхозаветный запрет брать в залог нижний и верхний жернов в настоящее время достаточно многочисленны, но самым очевидным выглядит самый приземленный смысл этого установления, так как дом, лишенный жерновов, в буквальном смысле терял возможность обеспечить себя пропитанием.
А поскольку подобный залог был кабальным, — он был запрещен как абсолютно безнравственный.
При этом, как и в каждом ветхозаветном установлении, в подобном запрете присутствует образно-иносказательный смысл, в соответствии с которым верхний и нижний жернов прорисовывают душу и тело всякого человека, причем спасительное для человека «вращение верхнего жернова» совершается исключительно под воздействием и по вдохновению духа, сравн. с Втор.24:6.
Другими словами, душа уверовавшего человека призвана к «духовному вращению», в результате чего рождается «хлеб к жизни», то есть совершается спасение всего человека, — а у «духовных блудниц» душа «сидит царицею», Откр.18:7, и пребывает в уверенности, что весь мир должен вращаться вокруг нее, Ис.47:10.
А поскольку и души, и тела причастников «великого вавилона» остаются в духовном смысле неподвижными и бесплодными, они уподобятся «жерновам, ввергнутым в пучину вод», то есть утонут под тяжестью собственных прегрешений, сравн. – «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки… Совершу мщение и не пощажу никого», Ис.47:1-3.
Более того, лжеучителя и лжесвидетели «великого вавилона», насаждая богоборческие учения и приучая людей к «вину блудодеяний», по сути берут в залог «чужие жернова», каждый из которых отягощает их и без того незавидную участь)
.................................................................................................................................................
P.S.
К библейскому образу «великой блудницы» можно добавить некоторые дополнительные штрихи, которые позволяют оценить не только мудрость и красоту иносказательных свидетельств Св. Писания, но христианскую интуицию поэта Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Николай Заболоцкий
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: О чем свидетельствуют образы запустения Вавилона? (Откр.18:22-23)
Предыдущая статья: Плач о вавилонской блуднице «кормчих и корабельщиков» (Откр.18:17-19)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)