Найти в Дзене

Плач о вавилонской блуднице «земных купцов» (Откр.18:11-16)

. . . Свидетельства о последнем суде над «великой вавилонской блудницей» продолжаются панорамами, соответствующими ветхозаветным судам над городами Тир и Сидон из книги пророка Иезекииля, где был прорисован тот же «глобальный торг» и перечислялось то же, что и в Откр.18:11-13, великое множество самых различных товаров, которые приходили в «великий Тир» от одних торговцев и продавались другим торговцам, что приносило городу огромную прибыль, сравн.: . Причем весьма знаменательно, что пророк Иезекииля представляет частью глобальной «торговой» блудницы не только «великий Тир», но и «Фарсис», и «Иаван, Фувал и Мешех» (сравн. – «…обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала…», Иез.38:2; Откр.20:7-8), и «Фогарм», и «Дедан», и «землю Израилеву», и «Дамаск», и т.д., — то есть весь обозримый из Иудеи торгующий и торгующийся мир. Тем не менее, подобие буквального «великого Тира» и тех «земных купцов», которые оплакивают блудницу в пророческих панорамах книги Открове
Оглавление

.

.

И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих (Откр.18:11-13)

.

Свидетельства о последнем суде над «великой вавилонской блудницей» продолжаются панорамами, соответствующими ветхозаветным судам над городами Тир и Сидон из книги пророка Иезекииля, где был прорисован тот же «глобальный торг» и перечислялось то же, что и в Откр.18:11-13, великое множество самых различных товаров, которые приходили в «великий Тир» от одних торговцев и продавались другим торговцам, что приносило городу огромную прибыль, сравн.:

Фарсис, торговец твой, по множеству всякого богатства, платил за товары твои серебром, железом, свинцом и оловом. Иаван, Фувал и Мешех торговали с тобою, выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду. Из дома Фогарма за товары твои доставляли тебе лошадей и строевых коней и лошаков. Сыны Дедана торговали с тобою... в уплату тебе доставляли слоновую кость и черное дерево... Арамеяне... платили карбункулами, тканями пурпуровыми, узорчатыми, и виссонами, и кораллами, и рубинами. Иудея и земля Израилева торговали с тобою; за товар твой платили пшеницею Миннифскою и сластями, и медом, и деревянным маслом, и бальзамом. Дамаск, по причине большого торгового производства твоего... торговал с тобою вином Хелбонским и белою шерстью. Дан и Иаван из Узала платили тебе за товары твои выделанным железом; кассия и благовонная трость шли на обмен тебе... Аравия и все князья Кидарские производили мену с тобою: ягнят и баранов и козлов променивали тебе. Купцы из Савы и Раемы торговали с тобою всякими лучшими благовониями и всякими дорогими камнями, и золотом... Харан и Хане и Еден, купцы Савейские, Ассур и Хилмад торговали с тобою... драгоценными одеждами, шелковыми и узорчатыми материями... (Иез.27:12-24)

.

Причем весьма знаменательно, что пророк Иезекииля представляет частью глобальной «торговой» блудницы не только «великий Тир», но и «Фарсис», и «Иаван, Фувал и Мешех» (сравн. – «…обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала…», Иез.38:2; Откр.20:7-8), и «Фогарм», и «Дедан», и «землю Израилеву», и «Дамаск», и т.д., — то есть весь обозримый из Иудеи торгующий и торгующийся мир.

Тем не менее, подобие буквального «великого Тира» и тех «земных купцов», которые оплакивают блудницу в пророческих панорамах книги Откровение, ограничивается образами «великого торга» и множеством самых различных товаров, а многочисленные города и географические названия в свидетельствах Откровения не упоминаются. Поэтому есть все основания утверждать, что образы «купли и продажи» из главы 18 не следует воспринимать буквально, и что неправедный торг «земных купцов» и падшей блудницы не имел никаких видимых границ.

Кроме того, можно отметить, что ранее все «плачи» о павших городах («плач о Вавилоне», «плач о Тире», «плач о фараоне, царе Египетском», «плач об Израиле» и т.д.) звучали из уст ветхозаветных пророков, а в устах пророков никогда не было лукавства.

А это означает, что суды над соответствующими буквальными городами и царствами, несмотря на свойственные этим городам беззакония, вызывали у людей Божьих самые искренние сожаления.

При этом о блуднице-Вавилоне «восплачут и возрыдают» только блудодействовавшие с ней «земные цари» (Откр.18:9), «земные купцы», «кормчие» и «корабельщики», плач которых представляется «меркантильным» и откровенно лицемерным («…потому что товаров их никто уже не покупает…», Откр.18:11; Откр.18:15, Откр.18:19), так что ее внезапное падение «огорчит» только тех, кто сам подлежит подобному суду, — а народ Божий встретит этот суд радостью и веселием, сравн.: «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним» (Откр.18:20).

Отдельно следует отметить, что чуждые Церкви толкователи, комментируя соответствующие утверждения книги Откровение, делают это как бы свысока, «прощая» тайнозрителю такие устаревшие понятия, как «цари», «купцы», «корабельщики» и так далее, и тут же перетолковывают эти понятия под свое понимание и мировосприятие, в результате чего вместо священного текста предметом рассмотрения становится «перевод» этого текста в современные термины и понятия, на основании которого и строятся все дальнейшие умозаключения.

Однако пророческие панорамы книги Откровение отражают не человеческие знания и человеческую логику конца первого века, но свидетельства Самого Господа (Откр.1:1), — поэтому такие свидетельства несоизмеримо полнее и совершеннее тех умозаключений, к которым способны прийти современные толкователи от собственного ума, «подгоняющие» содержание книги под свои личные ожидания и под свой не самый выдающийся интеллектуальный уровень.

Другими словами, если в главе 18 говорится о «земных царях», «земных купцах», «кормчих», «корабельщиках», «торгующих на море» и т.д. (Откр.18:9-19), — и подлинные смыслы этого свидетельства заключены именно в этих ничуть не устаревших для этих смыслов понятиях.

Так, например, в предыдущих публикациях отмечалось, что ветхозаветные свидетельства о падении и запустении некоторых буквальных городов обращались к самым различным и при этом достаточно странным образам, которые можно посчитать «снисхождением» к мировоззрению обитателей Иудеи двух- или трех-тысячелетней давности и воспринимать их исключительно как попытку поразить чье-то весьма ограниченное воображение.

(А воображение современных толкователей такими сравнениями не поразишь, ведь каждый из них удивительно умен и блестяще образован, а, значит, лучше древних пророков знает, что имелось ввиду на самом деле)

Однако Ангел Откровения, связывающий панорамы падения вавилонской блудницы с древними пророчествами, называет обитателей блудного Вавилона не «привидениями» и «крылатыми змеями», но нечистыми духамипал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу», Откр.18:2), — поэтому нет сомнений, что каждая из ветхозаветных характеристик грядущего запустения «великого Вавилона» имела именно такой иносказательный смысл.

При этом тем христианам, которые не отступают от учения Православной Церкви, доподлинно известно, что своим домом нечистые духи считают исключительно человеческие души, а все иные места воспринимаются ими как места лишений и скитаний, сравн.:

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом (Мф.12:43-45)

(Вопросу о том, почему всякий человек в библейском смысле уподобляется дому, было посвящено несколько публикаций канала, см. ссылку 1 и ссылку 2)

Другими словами, вне человека у нечистых духов нет ни крова, ни питания, и они вынуждены бродить по безводным для себя местам и искать покоя не в качестве образа, а в самом что ни на есть буквальном смысле, разыскивая тех, кто «приютит» бездомного беса в похотях собственной души.

И в результате всякий человек, пребывающий вне Церкви, представляет собой «общежитие» для самых различных нечистых духов, которые считают его своим домом, причем живут в нем в буквальном смысле за его же счет, со своей стороны провоцируя «хозяина» искать для себя все новые и новые сомнительные удовольствия, что обеспечивает бесам ежедневное «питание прахом».

А это означает, что пророческие панорамы «павшего вавилона», который соделался пристанищем для нечистых духов, следует воспринимать не как некий отвлеченный образ, требующий «ретрансляции» в современные термины и понятия, но как прямое библейское свидетельство о падшем состоянии самой человеческой природы, которая провоцирует человека постоянно искать для себя тех или иных нечестивых и беззаконных «приобретений», в оплату за которые человек предоставляет в пользование бесам свою собственную душу.

Соответственно, все без исключения современные толкования, где ссылку на «земных купцов» предлагается «усовершенствовать» до некоего современного аналога и до понятных самим толкователям мирских смыслов, являются ошибочными и искажают саму суть библейских свидетельств (здесь можно отметить и то обстоятельство, что полных аналогов понятию «купец» в современном мире нет, т.к. принципы торговли существенно изменились и не могут с той же точностью отразить свойственные этому образу пророческие смыслы).

А единственно верное разумение пророческих панорам книги Откровение должно основываться на том, что и образ «купцов», и перечисление продаваемых ими товаров имеет не мирской, а библейский смысл, причем упомянутая в Откровении купля и продажа «тел и душ человеческих» (Откр.18:13) совершается на подобных торгах не образно, но практически буквально.

Более того, прекратит эту нечестивую куплю-продажу не внезапное размагничивание всех без исключения банковских карт, и не какие-то иные «технические» потрясения системы мировой торговли, но только и исключительно окончательное падение царства плоти, когда ни собственного тела, ни собственной крови у человека во владении не останется, и неправедный духовный торг в угоду собственным похотям станет для него невозможным.

.

................................................................................................................................................

.

-2

.

И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его. Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая и говоря: горе, горе [тебе], великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом (Откр.18:14-16)

.

То обстоятельство, что «великая блудница» представляется имеющей душу, возможно воспринимать исключительно в качестве иносказания, однако именно буквальным человеческим душам, которые «подотчетны» только самим себе (сравн. – «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!», Откр.18:7), свойственна тяга к «тучному и блистательному», то есть к поиску и стяжанию «угодных» им материальных и нематериальных ценностей, связанных с мирскими богатствами и мирской славой, в обладании которыми души-блудницы находят для себя некоторое удовлетворение.

Соответственно, и панорамы последнего суда, в результате которого «великая блудница» сталкивается с внезапной недостижимостью таких «богатств», следует воспринимать как образ-свидетельство о крушении того мира, в котором царствовали нечестивые удовольствия, а обладание мирскими благами никак не зависело от внутренних духовных качеств, а зависело только от желания и стремления подобные ценности иметь (сравн. «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего», Лк.12:29-30).

Что касается «одежд блудницы», — они в точности соответствуют свидетельствам из главы 17И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей…», Откр.17:4), но теперь представляются не «одеяниями женщины», а «нарядами великого города» («…великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу…», Откр.18:16). Причем вполне очевидно, что неумеренная роскошь этих внешний облачений не отражала никаких достоинств, но была призвана служить приманкой для «случайных прохожих» и провоцировать их на духовный блуд ради обретения «угодного», «тучного» и «блистательного» (Откр.18:4), сравн.:

И вот - навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем... дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти (Прит.7:10-27)

.

................................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Плач о вавилонской блуднице «кормчих и корабельщиков» (Откр.18:17-19)

Предыдущая статья: Плач о вавилонской блуднице «земных царей» (Откр.18:9-10)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)