- ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! (Откр.18:17-19)
.
.
ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! (Откр.18:17-19)
.
Почти все комментарии к главе 18 книги Откровение, предложенные различными псевдохристианскими толкователями, сопровождаются достаточно подробными рассуждениями о том, как и почему над павшей блудницей будут рыдать «земные цари», под которыми такие толкователи подразумевают буквальных представителей земных властей, затрудняясь только в том, до какого уровня властных полномочий можно распространять понятие «царь» при упоминании того или иного современного властителя (причем этот вопрос актуален не столько в отношении немногочисленных буквальных монархов, сколько в отношении президентов и премьер-министров в различных политических системах, и в отношении губернаторов, и председателей парламентов, не говоря уже про мэров городов, глав территориальных образований, депутатов и т.д.).
Намного меньше внимания такие толкователи уделяют образу земных купцов, так как «классических» купцов в современном мире нет, а если объявлять «купцами» торгующих за прилавками на рынках, или торговых агентов крупных компаний, или маркетологов, или людей, владеющих акциями торговых сетей, слушатели могут заподозрить неладное и отвернуться от такого «толкователя» ввиду его явной неадекватности.
Однако загадочные образы главы 18 не ограничиваются ни «земными царями», ни «земными купцами», но присоединяют к сообществу «рыдающих о блуднице» и «кормчих», и «корабельщиков», и всех «торгующих на море», и даже просто «плывущих на кораблях», что никак не объясняется ни буквальными, ни даже «ассоциативными» толкованиями (как это возможно в отношении понятий «царь» или «купец», когда библейский образ правдами и неправдами «подгоняется» под современные реалии).
(Очевидно, что морской транспорт далеко не единственный, и что если о блуднице зарыдают не только буквальные судовладельцы, но и лоцманы, и штурманы, и боцманы, и капитаны танкеров, и пассажиры океанских лайнеров, то такую же реакцию следует ожидать и от водителей большегрузных автомобилей и автобусов, и от железнодорожников, и от авиадиспетчеров, и от пилотов, и от пассажиров поездов, и т.д. А если никого из них пророчества главы 18 не касаются, объяснить, чем «отличились» именно те, кто по каким-то причинам выходит в море на кораблях, никто из самодеятельных толкователей попросту не способен)
Так или иначе, среди многочисленных попыток истолковать, кто и почему оплакивает «вавилонскую блудницу», персонажи из Откр.18:17-18 (т.е. «все кормчие», «все плывущие на кораблях», «все корабельщики» и «все торгующие на море») упоминаются чрезвычайно редко, а если и упоминаются, то без каких-либо конкретных утверждений и выводов. И в результате предметом обсуждения остаются только «земные цари» и «великая блудница», а сами комментаторы перемещаются, как им кажется, в некое нейтральное пространство, откуда можно будет без слез наблюдать и за павшей блудницей, и за плачущими земными царями, и за некими рыдающими купцами и корабельщиками, которые непонятно кто, но точно не сами толкователи (т.к. они не облечены никакой властью, не занимаются оптовой торговлей и не выходят в море даже на надувных матрасах).
С другой стороны, можно еще раз вернуться к темам первых публикаций и отметить, что свидетельства книги Откровение адресованы исключительно христианам, и доступны только тем, кто «имеет уши», то есть способным мыслить не мирскими, а библейскими смыслами (а таковых автор настоящего канала вне Православной Церкви не встречал, и не верит в их существование).
При этом как христиане в библейском смысле есть не только собранная в одно мистическое тело Невеста Христова (1 Кор.12:12-14), но и «царственное священство», помазанное духом пророчества (1 Пет.2:9, Откр.19:10), — так и блудница представляет собой собранных в одном теле «земных блудниц», «земных царей», «земных купцов» и «нечестивых корабельщиков», которые есть глобальный собирательный образ всего нечестивого человечества и посредством которого в свидетельствах Откровения:
- власти духовной противопоставляется власть плотская (т.е. «земные цари»)
- духовной (бескорыстной) жертвенности новозаветного царственного священства противопоставляется купля и продажа, которая свойственна всем отмеченным числом зверя (т.е. «земным купцам»)
- свидетельству Иисусову от духа пророчества противопоставляются кормчие, корабельщики, плывущие на кораблях и торгующие на море, то есть все возможные лжепророки и лжеучителя («кормчие» и «корабельщики»), лжесвидетели и обольстители («торгующие на море»), а также все их последователи (т.е. «плывущие на кораблях»)
.
Соответственно, и понятие «море» следует рассматривать не в буквальном, а в библейском смысле, как то «великое море», где боролись «четыре ветра», и откуда выходили четыре зверя из видений Даниила и зверь из главы 13 книги Откровение (Дан.7:2-7, Откр.13:1-5), и которое соделалось кровью сначала на треть, погубив треть судов (Откр.8:8-9), а затем целиком и полностью (Откр.16:3); и которого уже не будет в будущем веке (сравн. – «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет», Откр.21:1).
Более того, если понимать под понятием «море» библейские поднебесные воды, которые были собраны воедино, в результате чего появилась суша (а землей была названа именно суша, Быт.1:9-10), после чего представить, что «земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет.3:10, сравн. – «...и будет сожжена огнем...», Откр.18:8; «...увидят дым от пожара ее...», Откр.18:9; «...видя дым от пожара ее...», Откр.18:18), — все остающиеся на удалении от суши воспримут крушение видимого мира как вселенскую катастрофу, в результате которой они теряют все, что позволяло им не только существовать, но и обогащаться самыми различными тленными ценностями (сравн. – «горе, горе [тебе], город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!», Откр.18:19).
Однако подобное «стороннее» положение будет весьма кратковременным, так как далее последует Последний Суд и совершится то, о чем свидетельствовали три Ангела из главы 14, а именно:
И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков... (Откр.14:6-11)
.
Так что все упомянутые в главе 18 «плачи» и «рыдания» сопровождаются максимально значимыми эпитетами («возопили», «посы́пали пеплом головы свои», «вопили, плача и рыдая», и т.д.) вовсе не потому, что «земные цари», «земные купцы» и «торгующие на море» как-то особенно плаксивы, но потому, что подобная реакция отражает состояние пристрастившихся к вину блудодеяний и отмеченных числом зверя, которые внезапно окажутся в реалиях, где невозможно удовлетворить свои плотские и душевные похоти (сравн. – «…там будет плач и скрежет зубов», Мф.24:48-51 и т.д.).
И в этом же контексте можно упомянуть особенности понятия «мир сей», которое в первоисточнике обозначается греческим словом κόσμος (буквально - «космос») и имеет особый смысловой оттенок, уподобляющий видимый мир «убранству», «украшению» и «драгоценности», что объясняет и неумеренную роскошь, свойственную одеждам «великого вавилона» (сравн. – Откр.17:4, Откр.18:16), — и тот список из великого множества драгоценных товаров, от торговли которыми обогащались все оплакивающие «вавилонскую блудницу» (сравн. – Откр.18:11-18).
Другими словами, если представить, что библейской суши уже нет, а библейская твердь, то есть небо, внезапно откроется, как об этом и свидетельствуют новозаветные пророчества, — в результате этого события поднебесные и небесные воды сойдутся в последнем противостоянии (сравн. – «...заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот — тьма, горе, и свет померк в облаках», Ис.5:30; Лк.21:25-27 и т.д.), причем именно противостояние двух «конных воинств» (а вовсе не столкновение буквальных земных армий, вооруженных танками, вертолетами и баллистическими ракетами с одной стороны, и небесной конницы Спасителя с другой, сравн. – Откр.19:11-14) станет той последней битвой, в которой будет окончательно повержено все вселенское зло (Откр.16:13-16).
(Здесь можно заметить, что любые попытки упростить или детализировать эти события изначально обречены на неудачу, так как эти последние вселенские потрясения находятся за пределами человеческого воображения.
Кроме того, в Откр.18:17 и в Откр.18:19 в очередной раз возвещается, что окончательное падение ветхого мира произойдет очень быстро, буквально «в один час», сравн. – Откр.3:10, Откр.14:6-7, Откр.17:12, так что времени на прозрение и покаяние ни у кого из неверующих не останется)
Так или иначе, вполне очевидно, что в главе 18 книги Откровение продолжаются и завершаются ветхозаветные образы «плача о великом Тире» из книги пророка Иезекииля, где этот город поначалу представляется «утвержденным в сердце морей» (Иез.27:4), а затем «разбивается волнами» и «погружается в пучину вод», сравн.:
От вопля кормчих твоих содрогнутся окрестности. И с кораблей своих сойдут все гребцы, корабельщики, все кормчие моря, и станут на землю; и зарыдают о тебе громким голосом, и горько застенают, посыпав пеплом головы свои и валяясь во прахе; и остригут по тебе волосы догола, и опояшутся вретищами, и заплачут о тебе от душевной скорби горьким плачем; и в сетовании своем поднимут плачевную песнь о тебе, и так зарыдают о тебе: "кто как Тир, так разрушенный посреди моря! Когда приходили с морей товары твои, ты насыщал многие народы; множеством богатства твоего и торговлею твоею обогащал царей земли. А когда ты разбит морями в пучине вод, товары твои и все толпившееся в тебе упало (Иез.27:28-34)
.
Причем это свидетельство полностью согласуется с образами последнего суда над «великим Вавилоном», где «блудницу человечества» разрушают и «разбивают» те самые воды, на которых она сидела (сравн. зверя, «выходящего из моря» в Откр.13:1; блудницу, «сидящую на водах многих», Откр.17:1, — и то обстоятельство, что «десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят», Откр.17:16).
Более того, пророк Иезекииль свидетельствует о том, что «великий Тир» завели в губительные «большие воды» его собственные «гребцы», из-за которых он будет разбит «восточным ветром» и падет «в сердце морей», сравн.:
Гребцы твои завели тебя в большие воды; восточный ветер разбил тебя среди морей. Богатство твое и товары твои, все склады твои, корабельщики твои и кормчие твои, заделывавшие пробоины твои и распоряжавшиеся торговлею твоею, и все ратники твои, какие у тебя были, и все множество народа в тебе, в день падения твоего упадет в сердце морей (Иез.27:26-27)
.
А с другой стороны, пророческие панорамы последних дней ветхого мира сопровождаются в Св. Писании самыми возвышенными свидетельствами, утверждающими верных в непреложности и непоколебимости Божественных обетований, которые несоизмеримо прочнее любых мыслимых и немыслимых вселенских катаклизмов:
Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их... Восшумели народы; двинулись царства: [Всевышний] дал глас Свой, и растаяла земля... Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле (Пс.45:2-11)
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Суд над Вавилоном святых Апостолов и пророков (Откр.18:20-21)
Предыдущая статья: Плач о вавилонской блуднице «земных купцов» (Откр.18:11-16)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)