.
.
Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель (Откр.17:9-11)
.
Сразу же после свидетельства о том, что зверь, который «был, и нет его, и явится», выйдет из бездны только для того, что прийти к окончательной погибели (Откр.17:8), Ангел возвещает тайнозрителю, что блудница и носящий ее зверь проявились и действовали в мире задолго до обсуждаемого видения, — а те изменения, которые происходили и происходят с этими нечистыми персонажами, касаются только «смены голов», каждая из которых представляла и представляет семиголового зверя в определенное для ее царствования время.
Кроме того, Ангел прямо свидетельствует о том, что в современной тайнозрителю реальности царствует шестая по счету голова семиголового зверя, а пять предшествующих ей голов-царей уже пали («…из которых пять пали, один есть…», Откр.17:10). Причем вполне очевидно, что среди пяти павших голов «исчисляется» и та звериная голова, о которой было сказано «была, и нет ее, и явится» (Откр.17:8), — и что именно эта «временно отсутствующая» голова будет вновь представлять «всего зверя» перед его окончательной погибелью (сравн. – «зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель», Откр.17:11).
(Ангел не утверждает прямо, что каждая из голов-царей во времена своего царствования представляла не только саму себя, но и всего «багряного зверя», — однако при условии, что в каждый конкретный момент у зверя, на котором сидит блудница, есть только одна «царствующая» голова, именно эта голова и называется «всем зверем», так как «туловище без головы» никакой идентификации не подлежит.
Более того, иначе никак невозможно объяснить, почему согласно Откр.17:8 и Откр.17:9-11 «последний царь и зверь» уже был ранее, но его нет во времена ап. Иоанна, после чего он явится из бездны как восьмой по счету, но «из числа семи», и именно под этой «восставшей из бездны» головой весь семиголовый зверь будет повержен полностью и окончательно)
Заслуживает внимания и то обстоятельство, что смыслы явленных тайнозрителю образов блудницы и зверя далеко не очевидны, и что для уразумения связанной с ними тайны требуется христианская мудрость, к обретению которой призывал сам тайнозритель (Откр.13:18), а теперь говорит и «второй свидетель», то есть беседующий с тайнозрителем Ангел.
(Одно из самых непротиворечивых, но не самых простых объяснений прорисованной в главе 17 «смены голов» заключается в том, что «пять царей», которые «пали» уже во времена ап. Иоанна, есть образы Египта, Вавилона, Мидо-Персии, Греции и «ветхозаветного» Рима, в каждом из которых по-своему отразился весь обитаемый мир. Причем слово «ветхозаветный» в отношении Рима следует понимать во временно́м смысле, так как видения четырех зверей из главы 7 книги Даниила заканчивались на «малом роге» Тите Веспасиане, который разрушил Иерусалимский храм, в результате чего в пророчестве из главы 9 книги Даниила исполнились все «семьдесят седмин», сравн.: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых», Дан.9:24.
А поскольку книга Откровение была написана не до, а после разрушения Иерусалима, Церковь из всех народов вышла к этому времени далеко за пределы буквального Израиля, и столкнулась не с «четвертым зверем» из пророчества Даниила, который ограничивался Римской империей и попирал Израиль по плоти, но со «вселенским Римом», который имеет собирательный смысл, подобен всем «ветхозаветным» зверям одновременно и представляет не одну империю, а все «царства мира» своего времени. Соответственно, и та «шестая» голова, которая царствует в мире после разрушения Иерусалима, исчисляется после «зверя-Египта» и всех четырех зверей из пророчества Даниила, каждый из которых уже «ушел в море» и «вошел в тело» единого семиголового зверя, явленного тайнозрителю книги Откровение.
Также вполне вероятно, что под существующим «шестым царством» подразумевается современная ап. Иоанну Римская империя, — а среди пяти павших голов кроме Египта, Вавилона, Мидо-Персии и Греции исчисляется царство Ассирийское, которое, как и Египет, попирало библейский Израиль до «выхода из моря» четырех зверей из видения Даниила. Однако такая версия не имеет подтверждения в собирательном «внешнем виде» зверя из моря, который по свидетельству тайнозрителя имеет черты Египта и всех четырех зверей из книги Даниила, но в нем «не читается» образ Ассирии.
Что касается «седьмого царя», который «еще не пришел», и который, «когда придет, не долго ему быть», — этот царь представляется словом ἄλλος, т.е. «иным» и даже отличным от всех предыдущих, что можно объяснить изменением исторической обстановки и временным прекращением гонений на Церковь со стороны земных властителей, то есть современными нам реалиями, которые, как кажется, подходят к концу, и которым в образном смысле должен соответствовать относительно мирный зверь, при этом все равно остающийся зверем. Причем и по этому вопросу чуждые Церкви толкователи не стесняются выдвигать самые невероятные предположения, примером которых может служить утверждение, что «седьмой головой» следует считать «зверя из земли», который представляется тем же греческим словом ἄλλος, то есть «другой», Откр.13:11. Однако нет сомнений, что подобное предположение абсолютно надуманное, так как «двурогий» зверь выходит «из земли», то есть имеет иную природу; и всегда упоминается отдельно от «зверя из моря»; и именуется лжепророком; и имеет только два рога, которые никак не соотносятся с десятью рогами семиголового зверя; и исчисляется как «второй», т.е. «численно отделен» от «первого зверя»; и не может принуждать к поклонению «первому зверю», если он сам и является седьмой головой этого зверя, и т.д.)
Так или иначе, верное разумение событий последних дней ветхого мира никак не зависит от определения пяти «уже бывших» царей, и допускает разночтения как в отношении шестого царя, который «возглавлял» зверя во времена ап. Иоанна, так и в отношении «иного» царя, который называется «седьмым», и, как сказано, пребудет «не долго» (Откр.17:10).
Ветхое творение придет к окончательной погибели потому, что в конце времен из бездны восстанет «самый первый зверь», который был поражен в голову, так что в мир возвратится «духовный Египет», обрекающий человека и человечество на жесточайшее греховное рабство.
(Поскольку и буквальный, и вселенский «фараон Египта» уже царствовали, но были «поражены в голову» и «низвергнуты в море/бездну», — в последние дни именно «выходящий из бездны» враг рода человеческого станет для царства мира «первым и последним», т.е. «первым и восьмым». При этом последнее нечестивое царство будет представлять все «головы зверя», которые были явлены ранее, то есть всю полноту «зверя из моря», и будет уничтожено явлением Самого Господа в Божественной Силе и Славе, сравн. – Откр.20:7-9.
Соответственно, именно тотальное греховное рабство должно прийти на смену «блудному вавилону» сразу же после того, как не знавшая горестей блудница будет «в один час» разорена и «пожрана» десятью царями, представленными в Откровении в образе «десяти рогов» восставшего из бездны зверя, Откр.17:16-17, — и именно из-за невозможности попустить подобное рабство «зверь из бездны» будет немедленно уничтожен.
Кроме того, можно отметить, что при таком понимании образ диавола как «первого и восьмого» губителя видимого мира прямо противопоставляется Господу и Спасителю, Который есть «Первый и Последний» в Благословенном и Вечном Божественном Царстве)
Что касается образа «семи гор», на которых сидит блудница и в которых некоторые богословы усматривают намек на различные буквальные города, — подобное соответствие действительно имеет место. Однако с учетом того, что «горы», как уже отмечалось ранее, являются устойчивым образом духовных властей и сил, а число семь является символом полноты, — утверждение о «семи горах» следует воспринимать не «исключительно», а «собирательно», в качестве свидетельства о том, что все земные мегаполисы так или иначе основывали и основывают свое величие именно «на семи холмах» (причем в каждом «великом городе» есть соответствующая этому образу легенда).
Другими словами, число «семь» указывает в данном случае на полноту тех властей и сил, которые являются «мироправителями сего века» (сравн. – Еф.6:12), — поэтому вне зависимости от того, как и когда головы-горы-цари «зверя из моря» сменяли и сменяют друг друга, «великая вавилонская блудница» всегда опиралась на «семеричную полноту» начальств и властей идущего в погибель ветхого мира и восседала на всех «семи поднебесных горах» одновременно.
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Десять царей и последний час ветхого мира (Откр.17:12-15)
Предыдущая статья: Почему зверь, который был и которого нет, появляется из бездны? (Откр.17:8)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)