Эльдар Рязанов признанный мастер с большой буквы и один из моих любимых режиссеров.
А фильм «Девушка без адреса» в 1958 году стал лидером советского проката.
А вот Рязанов эту картину не любил. Почему? Мне тоже стало очень любопытно.
Дело в том, что режиссер начинал свою карьеру на поприще документальных фильмов. А потом было предложение Пырьева снять художественный фильм, и это была «Карнавальная ночь», которая имела просто оглушительный успех!
Рязанов вообще хотел снять драму. Но руководство киностудии предложило другой материал, пришлось соглашаться. Когда дело дошло до съемок «Девушки без адреса» Рязанов хотел снимать только Людмилу Гурченко. А художественный совет сказал, что им не нужна вторая «Карнавальная ночь» и хватает других актрис на роль Кати Ивановой.
До Светланы Карпинской на роль была утверждена Зоя Виноградова, но руководство театра поставило условие или спектакли или фильм. Но Виноградова оставила свой след. Все песни Катя Иванова поет ее голосом.
Кстати Карпинская была обижена на режиссера, он не звал ее в другие картины, и это расстраивало актрису.
До последних дней Эльдар Рязанов не хотел вспоминать эту работу, потому что не дали снять Гурченко.
Конечно же, мнение режиссера – это его приоритетное право, но как я рада как зритель, что Гурченко не сняли!!!
Для меня она никак не могла воплотить образ упрямой, но очень скромной и доброй Кати Ивановой. Не дай Бог снова полезли бы в кадр ее фирменные ужимки. Фильм точно был бы испорчен.
Не смогла бы Гурченко так наивно, тепло и мягко сказать:
«Ой, Пашенька!!! Не правильно я сделала! Мне же ехать надо!»
И это только один пример.
Но это мое мнение.
А теперь хочется рассказать, почему я считаю, что этот фильм стоит смотреть молодежи.
Дружба
Лейтмотивом картины является крепкая дружба и взаимовыручка. Как Митя ходит с Пашей после работы по адресам и помогает ему найти возлюбленную. Подшучивает, острит, но ему даже в голову не придет отказать другу в помощи и поддержке.
А моя любимая героиня Оля? Она не может оставить под проливным дождем Катю и забирает ее к себе домой. Такая искренняя поддержка и дружеское плечо в трудную минуту. Фактически от постороннего человека, ведь подружатся девушки уже позже.
Чистота и любовь
Еще два момента, которые делают эту картину такой теплой. Чистая любовь без пошлости. Парень, который влюбился в девушку и не жалеет сил отыскать ее хотя шансов совсем мало. А как показана чистота девушек? Помните, как Митя поцеловал Олю, а она ему влепила пощечину.
«Разве вас девушки не били за такое?
-Никогда, даже наоборот!
-Значит, вы с плохими девушками встречались».
И еще один момент, который делает этот фильм бесподобным – это виды старой Москвы. Москвы, в которую еще не успели натыкать убожества в виде Москва-Сити и прочих строений, за которые очень хочется наказать архитекторов!
Я понимаю, что режиссер и артисты могли испытывать трудности во время съемок. Рязанов не любил этот фильм в своей кинокарьере. Николай Рыбников очень не хотел снова воплощать на экране образ «рубаха-парень».
Но какое же счастье, что у нас с вами остались эти фильмы. Как бальзам на душу, как лекарство от хандры, как физиотерапия при плохом настроении и как волшебный мир, в котором можно спрятаться, когда уже нет, сил смотреть на то, что происходит в реальной жизни.