Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Так получилось, что сегодняшний день 2 февраля, стал днем памяти сразу нескольких видных деятелей советской культуры. Все они оставили заметный след в отечественном искусстве, но если одни упокоились на главном некрополе страны, то от других не осталось даже могилы
Шухов Владимир Григорьевич (1853-1939)
Знаменитый русский, советский инженер, архитектор, изобретатель, учёный, автор целого ряда зданий в Москве, без которых просто невозможно представить нашу столицу.
После окончания Императорского Московского технического училища (ныне МГТУ им Баумана) стажировался в США где познакомился с предпринимателем Александром Бари который предложил ему работу в российском филиале своей компании. Работал в Баку на нефтепромыслах принадлежавших братьям Нобель и стал автором проектов и техническим руководителем строительства первых российских нефтепроводов и нефтеперерабатывающего завода. Внес огромный вклад в развитие Российской, а затем и советской нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта.
Как архитектор первым в мире предложил применение в строительстве зданий и башен стальных сетчатых конструкций. Именно Шухов спроектировал и руководил монтажом стеклянных перекрытий Музея изобразительных искусств на Волхонке, Киевского и Казанского железнодорожных вокзалов. Благодаря его техническому гению в столице появились Верхние торговые ряды (ГУМ), магазин «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Петровский пассаж (1903-1906).
Ну а знаменитая Шуховская радиобашня на Шаболовке, ставшая впоследствии первым в СССР телевизионным центром, более ста лет является одним из символов Москвы.
Скончался гениальный инженер 2 февраля 1939 года. Похоронен на 2-м участке Новодевичьего кладбища
Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956)
Знаменитый русский и советский художник. Учился в Императорской Академии художеств, затем достаточно долго жил в Париже. Особое влияние на творчество молодого художника оказали работы Ван Гога, Поля Сезанна и Анри Матисса. Вернувшись в Россию. Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. В дальнейшем он отошел от духа бунтарства в живописи и начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими.
Много работал над портретами своих современников
Петр Петрович был отцом писательницы Натальи Петровны Кончаловской и соответственно тестем писателя С.В. Михалкова и дедом кинорежиссеров А. Кончаловского и Н. Михалкова.
Скончался 2 февраля 1956 года. Похоронен на 4 –м участке Новодевичьего кладбища.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940)
Всемирно известный русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики.
Стоял у истоков Художественно-общедоступного театра, будущего МХТ. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся театр, играл Василия Шуйского.
В 1902 году покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность. Работал во многих театрах по всей России, в том числе и в знаменитом Императорском Александринском театре Санкт-Петербурга.
Октябрьскую революцию принял с восторгом и стал первым создателем нового революционного театра. Был первым постановщиком «Мистерии-буфф» Маяковского
Одновременно руководил Театром революции и своим собственным Театром имени Мейерхольда получившего в 1926 году статус государственного.
В 1922 году женился на приме своего театра Зинаиде Райх, бывшей жене поэта Сергея Есенина и усыновил их детей Татьяну и Константина.
До 1934 года ГосТиМ (государственный театр имени Мейерхольда) был одним из ведущих в Советском Союзе. Он неоднократно выезжал на зарубежные гастроли и всегда собирал полные залы.
Однако после того, как Сталин неодобрительно высказался о спектакле «Дама с камелиями», в советской прессе началась волна травли, как режиссера, так и его театра. 8 января 1938 года приказом Комитета по делам искусств, при Совнаркоме СССР театр был закрыт, а 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован и обвинен в шпионаже и антисоветской деятельности по печально знаменитой 58 статье УК РСФСР.
Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР по делу Мейерхольда состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор привели в исполнение.
Прах великого театрального новатора был захоронен в общей могиле №1 на территории Донского крематория.
На 17 –м участке Ваганьковского кладбища, где похоронена убитая в 1939 году Зинаида Райх и её сын от первого брака Константин Есенин, установлен кенотаф великому режиссеру.
Кольцов Михаил Ефимович (1898 – 1940)
Советский писатель, публицист и общественный деятель, журналист, заведующий Иностранным отделом Союза писателей СССР. Член-корреспондент АН СССР.
Родился в Киеве в еврейской семье (настоящая фамилия Фридлянд). В 1915 году поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, но не окончил учёбу. Начал печататься в газетах с 1916 года. Активный участник Февральской и Октябрьской революций. В начале 1918 года возглавлял группу кинохроники Наркомата просвещения. С 1919 года служил в Красной Армии, сотрудничал в одесских газетах и в киевской армейской газете «Красная Армия».
С 1920 года работал в отделе печати Наркомата иностранных дел. Специальный корреспондент ряда периодических изданий, в том числе газеты «Правда». В 20-е-30-е годы был самым известным журналистом СССР.
Стал инициатором возобновления выходившего до революции журнала «Огонёк» и его первым редактором. Один из основателей и редактор журнала «За рубежом», создатель журналов «За рулём» и «Советское фото».
С 1934 по 1938 год занимал пост главного редактора сатирического журнала «Крокодил», к работе в котором привлек своего младшего брата Бориса Фридлянда, прославившегося в дальнейшем, как самый известный и популярный советский художник – карикатурист Борис Ефимов.
Во время Гражданской войны в Испании Михаил Кольцов был корреспондентом газеты «Правды» и одновременно негласным политическим представителем Советского правительства при республиканском правительстве Испании.
Там он встретился и подружился с Эрнестом Хемингуэем сделавшего его прототипом одного из героев своего романа «По ком звонит колокол» - советского журналиста Каркова.
После возвращения в СССР Кольцов выпустил книгу очерков «Испанский дневник».
13 декабря 1938 года был арестован и обвинён в антисоветской троцкистской деятельности и участии в контрреволюционной террористической организации.
1 февраля 1940 года, был приговорен к расстрелу, а уже на следующий день приговор был приведен в исполнение. Прах захоронен в общей могиле №1 на территории Донского крематория, там же где и прах Мейерхольда.
В 1954 году Михаил Ефимович Кольцов, был полностью реабилитирован.
В рамках акции «Последний адрес» на стене знаменитого Дома на набережной в память о нем установлена табличка.
Хармс Даниил Иванович (1905 – 1942)
Русский и советский писатель, поэт, драматург. Отец – основатель абсурдизма в советской литературе. Прекрасно осознавая, что стихами наспанными стилем «заумь» на жизнь не заработаешь, много и плодотворно сотрудничал с детскими журналами «Ёж», «Чиж», «Сверчок», «Октябрята» и выпустил девять сборников, стихов, рассказов и загадок для детей. Не знаю, как вы мои уважаемые читатели, а лично я в детстве с большим удовольствием читал и заучивал наизусть его стихи «Самовар Иван Иваныч», «44 веселых чижа», «Веселый старичок» и многие другие. Более того я их потом с сыном вместе читал.
В самом начале Великой Отечественной войны, Даниил Хармс был арестован и помещен в печально знаменитые ленинградские «Кресты». Умер в тюремной больнице 2 февраля 1942 года, что, в общем то не удивительно, учитывая, что это была первая блокадная зима. Место захоронения неизвестно. В 1960 году реабилитирован.
Вот такие разные судьбы. Какое всё-таки удивительное и страшное время довелось пережить нашим родителям и дедам. Время, в которое уникальное мужество, любовь к Родине, отвага, соседствовали с абсурдом, зачастую таким, до которого ни один Хармс бы не додумался. Каждый раз, когда я читаю, а тем более сам пишу о тех временах, мне становится страшно от того что некоторые порой совсем молодые люди сегодня вполне серьезно говорят о том что мечтают, что бы вернулось то время и чтобы появился новый ТОВАРИЩ СТАЛИН, при котором наступит всеобщее благоденствие. А вы что об этом думаете мои уважаемые читатели?