Найти тему

По каким психологическим причинам люди верят в Бога?

На площадке Яндекс Кью попался любопытный и в то же время несколько каверзный вопрос о том, каковы психологические причины веры людей в Бога. Мол, психиатрические понятны, а психологические не очень.

Про здоровые мотивы веры речь в вопросе вообще не шла.

И я с этим не согласна.

Ответила так.

У человека есть разные потребности, в том числе и духовные.

Есть потребность понять основы мироздания, смысла своего существования, смертности, посмертной участи своей и близких.

Есть в конце концов экзистенциальные вопросы и ситуации, на которые нет однозначных научных, доказанных ответов и объяснений, а оперется на что-то надо.

Человек строит свое поведение, выборы, решения на основе неких своих ценностей, понимая через них, что такое хорошо и что такое плохо. Часто четко прописанные ценности находятся именно в постулатах религий.

-2

Понятие "вера" часто соотносится с понятием чувственным. "Чувствую, что есть некая Высшая сила, управляющая всем! Но какая она понятия не имею. Просто верю и все!". Это как раз часто о магическом мышлении, перекладывании ответственности, инфантилизме и желании, чтобы жизнь сама как-то куда-то шла, а если идет не так, можно и на Бога позлиться ( в качестве переноса, ведь злиться на себя не очень хочется, а пустить энергию агрессии на осмысление и преодоление дурных ситуаций в жизни тяжело).

Однако в контексте соотношения с осознанной духовностью вера - это больше про знание Божественных истин через изучение догматики и согласие с ними, а также реализация духовных установлений через свою жизнь и взаимодействие с другими людьми.

Нет веры без ее исповедования. То есть проявления в каждом акте мышления, общения, деятельности. И исповедание возможно только при изучении и усвоении как проповедей по-настоящему знающих суть веры миссионеров, священников, изучении трудов Святых отцов, так и при личном получении духовного опыта через Таинства, внешней стороной которых являются церковные ритуалы (некоторыми из которых поверхностно верующие заменяют истинный опыт духовного самопознания через жизнь в вере).

Безусловно, сподвигать человека к духовному пути должен исключительно личностный смысл и свободная воля, а не запугивание и заставление, понимание основ веры, а не просто ощущение, что кто-то или что-то там где-то есть и все решает и, тем более, не сознательные манипуляции всяких псевдогуру.

-3

Общество верующих представляет собой срез общества в целом (как и любое общество по других мотивам собранное), поэтому там есть как осознанно верующие, личностно зрелые представители, так и психически больные, манипуляторы, расстроенные и магически "вплетающие" Бога в свою отнюдь не духовную жизнь.

Поэтому и психология прихода к вере и само понятие, что такое "верить в Бога" будут у каждого свои.

И здоровые мотивы есть, осознанные и неосознанные.

И невротические или психотические.

В большинстве, увы, все-таки с пониманием основ и смысла веры никак не связанные, потому что изучение веры и жизнь по вере ( а не только вера в сердце и обрядовость) - это непростой путь.

-4

Легче верить слепо, непонятно в кого и ничего с самого себя не требовать. Но и толку от такой веры в плане личностного и духовного роста нет.

Очень нравится один анекдот с глубоким смыслом меж тем.

Анекдот от протоиерея Андрея Ткачева
"На белом свете жил один очень умный и начитанный атеист. Он легко одолевал в споре любого католического священника и православного батюшку. Атеист этот прекрасно знал Тору и Каббалу. Ни один правоверный еврей не мог одолеть его в умной беседе.

Нашего безбожника очень боялись и те верующие, которые исповедовали ислам. Он наизусть знал Коран и легко мог переспорить любого последователя пророка.

Обходили его стороной все монобожники, мало кто отваживался начать спор с этим ученым мужем.

В душе священников разных религий вызывал он страх и трепет, а другие атеисты им гордились.

Однажды пришел к этому атеисту юноша и сказал, что хочет стать его учеником.

- Хочу, учитель, всех верующих за пояс заткнуть, научи меня.

- А ты, сынок, когда-нибудь слышал хор девственниц, которые поют и славят Бога?

А зачем мне это я же атеист и в Бога не верю.

- А ты знаешь, о чем думают мусульмане, когда одеваются в свои белые одежды и совершают хадж?

- Я не собираюсь это узнавать, я же неверующий.

- А ты слышал, как плачут в своих кельях монахи отшельники и молятся Богу?

- Это мне смешно, учитель, я не собираюсь это слышать, я же атеист. Научите меня скорее и вместе будем громить этих церковников.

- А почему, молодой человек, все раввины в очках. Почему они каждый день по много часов читают книги?

- Странные ваши вопросы. Мне то это ни к чему. Я же атеист и останусь им всегда. Плевать мне на всех этих верующих.

Тогда отвечает ученый атеист молодому своему поклоннику:

Ты не атеист, юноша, ты дурак."

-5

А что Вы об этом думаете, мои дорогие читатели?

Во славу Божью, с любовью к читателям!

Евгения Спиридонова 2023

Благодарю за внимание, лайк, подписку, финансовую поддержку канала!
Пишите в комментариях вопросы, ситуации, которые хотели бы проанализировать с моей помощью.
Предлагайте интересную тематику для статей.
Фото взяты с бесплатных фотостоков.