Я когда-то зарёкся не ругать игры публично и пытаться найти во всём нечто прекрасное, но то, какую же гремучую смесь идиотских решений представляет собой Final Fantasy XIII, поразило меня до глубины души и я просто не могу молчать. Я догадывался, что игра может мне не понравится, но решил попробовать побыть наивным и дать ей шанс. Очень зря.
Игра, вышедшая в 2009 для PS3 и чуть позже портированая и на Xbox 360, и на ПК, разрабатывалась уже без отца серии Сакагучи, и неуклюжая попытка паразитировать на его идеях обернула всё в сущий кошмар.
Продуманные персонажи с интересными взаимоотношениями канули в небытие - нам предлагают пройти игру за группу "Мэри Сью" - самого унылого и заезженного типа героев за всю историю и литературы, и кино, и игр.
Мэри Сью - это такой персонаж, который и красив, и силён, и популярен у противоположного пола, и всё у него всегда получается без видимой на то причины, но при этом он никем не понят и несчастен. Персонаж-пустышка, с которым легко себя ассоциировать зрителю. Такого героя легко прописать, но за ним чертовски уныло наблюдать, если он не окружён более колоритными персонажами.
В FF XIII все герои пусты до безобразия, и это можно было бы простить, если бы 80% игры не состояло бы из кат-сцен, где они половину времени выясняют отношения и говорят всякие крутые фразочки перед тем, как прыгнуть с километровой высоты и без видимой на то причины остаться в живых.
По-мимо прочего, все они отвратительно анимированы, словно бы в разработке или не использовался motion-capture, или же все приборы надели на обезьян - движения у героев неестественные, карикатурные и излишне размашистые. Во время разговоров они дёргают руками, словно невротики, постоянно друг на друга орут и ходят из стороны в сторону. Ничего кроме испанского стыда это не вызывает.
Ровно как и вторая половина содержимого катсцен, состоящая целиком из взрывов, неуклюжих трюков и появления каких-то огромных монстров, которые умирают от простого закликивания и точно так же "эпично" разлетаются на куски в катсцене после битвы.
"Закликивание" - это основная часть игрового процесса, ибо игра не предоставляет нам никаких других возможностей: во время пошагового боя мы управляем лишь одним персонажем из отряда, который не останавливается ни на секунду - паразитируя на предыдущих частях серии, FFXIII предлагает "Active Time Battle" (устаревший ещё на момент FFIX). Представляет собой эта система следующее: во время "хода" игра не ставится на паузу и чем дольше мы копаемся в меню, выбирая команду, тем больше урона получает персонаж.
Играется это так: часть команды скачет по экрану, всё взрывается и свистит, а игрок тем временем терпеливо ищет в меню нужную способность, то и дело залипая в анимациях этой самой менюшки.
Последний гвоздь в крышку гроба боевой системы заталкивает возможность вылечить персонажей в любой момент, что полностью отнимает хоть какую-то надежду на то, что битвы будут требовать вдумчивости и не ограничатся бездумным залкикиванием пункта Auto-battle.
Что касается визуального стиля, то на ум мне приходит одно единственное слово: избыточность.
Каждая поверхность в игре что-то отражает, блестит и переливается; светится всё, что может светиться, при том постоянно разными цветами, далеко не всегда сочетающимися друг с другом. Игра могла бы выглядеть так же стильно, как Phantasy Star Online, где тоже магия перемешалась с технологиями, но в селе, откуда набрали дизайнеров, никогда не слышали о сдержанности и лаконичности.
Final Fantasy XIII выглядит иной раз чудовищно колхозно.
О сюжете я не скажу ни слова, потому что там всё трещит по швам уже после первых часов игры. Мне жаль, что я потратил на эту игру время, и надеюсь, что я был вообще последним человеком, кто запустил Final Fatnasy XIII.
При этом FFXIII - чудовищно дорогая игра, в которой бюджет одной только вступительной сцены в десятки раз превосходит бюджеты некоторых законченных игр, способных поразить и впечатлить. Какая бездумная трата ресурсов...