Белоснежка и семь гномов – Snow white and the seven dwarfs (1937)
В 28-ом году Дисней создал Микки Мауса, а в 37-ом вышла первая полнометражная картина. Ею стала “Белоснежка и семь гномов”. Путь от освоения звука, а потом и цвета в короткометражках, вкупе с постройкой многоярусного станка, до выпуска первого размашистого полотна был долог, но сколь тернист, столь и увлекателен. Тогда Дисней еще не был супер-конвейером (то есть студия, а не сам Уолт), тогда это были первопроходцы.
В детстве этот мультфильм смотрелся довольно здорово. Конечно, больше всего привлекали гномы, да и сейчас на этих семерых разнохарактерных человечков смотреть интереснее, чем на саму Белоснежку с писклявым голосом. Еще интересно смотреть на разную симпатичную живность. Например, на кайфовую черепаху, которая радуется, что наконец взобралась по лестнице, но и радуется, что назад тут же надо. Вообще место действия в Белоснежке – на редкость безлюдный край, там только четверо обитают. Тоскливо принцу разъезжать по бескрайним долинам. У гномов всё веселее. Они работают по часам, но непонятно на кого. Только вот однажды в их сугубо мужской быт врывается принцесса, для них обнаружить свой дом ухоженным – это страшный сон наяву. У Белоснежки наводить порядок не столько женский пунктик, сколько долголетняя привычка, которая по идее должна быть её кабалой. Любопытно, что у гномов есть жаргонное выражение удивления “Джимини Крикет” (Пиноккио появится через два года с небольшим, правда, сам сверчок фигурирует еще и как герой короткометражных вещей).
Самый интересный персонаж – это, естественно, Ворчун, он и импонирует больше других. Больше всего в детстве я смеялся над моментом, когда Ворчун падает под мост. А песенка “Heigh-Ho” – это классика. Сцена с концертом в доме у гномов тоже веселая. Нельзя не отметить, что у злой королевы загадочный комплекс, ради того, чтобы быть всех румяней, она по собственному волеизъявлению и, наслаждаясь результатом, превращается в уродливую старушку. Правда, так на неё смотреть куда интереснее!
Пиноккио – Pinocchio (1940) и Фантазия – Fantasia(1940)
В 1940 году Уолт Дисней выпускает два масштабных полнометражных проекта.
В начале года выходит “Пиноккио”, логичный шаг вперед после “Белоснежки”. По картинке всё стало еще более красочно и детально проработано. Хотя и есть фоны с неподвижной массовкой, но по сравнению с присутствием массовки в целом (и на этот раз это не просто лесные зверушки) это исключение. Неприглядная снаружи, но очаровательно уютная халупа Джепето со всеми часами и поделками смотрится сказочно. И то явно часов Джепето не хватает, он еще смотрит и на свои карманные. В одном углу, на одной стене действительно собрано много. Но это не перебор, как сейчас, когда по кадру одновременно бегает более сотни разношерстных созданий. Взгляд не устает наблюдать за действием и не разбегается по всем фронтам, он послушно ждет, пока кот Фигаро открывает окно.
Что же касается самой истории, то получилось прямо остросюжетное кино. В начале есть пара песен, но большую часть мультфильма идет действие. И темы в Пиноккио не детские – как отличить добро от зла и не сбиться с пути. Пиноккио – настоящий блудный сын. Помнится, когда-то меня зацепила фраза в ином для меня переводе, когда волшебная фея говорит Пиноккио: “Я дарю тебе жизнь”, а тот в ответ спрашивает “Зачем?” (на самом деле Why? То есть скорее Отчего). Действительно зачем все это? Стоит женщине построить вам глазки – и вот вы уже совесть деревянной куклы. А это непростая работенка, у того голова дубовая, до Пиноккио все доходит только на горьком опыте. То он попадает в клетку, то почти превращается в осла, то на свою деревянную голову попадает в пасть к киту. Поступки Пиноккио в сущности не мотивированны. Он не знает, что делать, и не знает, что делает, слушает других и легко провоцируется. Невинному существу предстоит столкнуться со всевозможными пороками, чтобы понять не столько, что такое Хорошо, сколько что такое Плохо.
В детстве (мне было лет десять), когда в конце персонаж превращался в настоящего мальчика, он вместе с тем переставал мне нравиться.
В конке года выходит “Фантазия”, из ряда вон выходящий плод сотрудничества Уолта Дисней с Леопольдом Стоковским. Это была уже не какая-то авантюра, но весьма амбициозная, возможно даже чересчур, идея показать не просто “new form of enterteinment” (как говорится в начале картины), но возможности анимации среди высших форм искусства. Фантазия – это синтез классической музыки и визуального действия, несколько разных по форме и содержанию историй, которые неподготовленному зрителю могли показаться бесконечными. Да и просто для восприятия ритма и движения в унисон необходимо определенного настроение ума. Эти сказки на экране могут усыпить утром, но пробудить вечером, и наоборот.
Сам я увидел Фантазию уже в зрелом возрасте. Думаю, что в детстве, моё внимание очевидно больше всего привлек бы Микки Маус и шествие швабр, потом танцующие мухоморы-китайцы да рыбки, летающие лошадки да вальсирующие бегемоты, словом, все, что выглядит просто, мило и понятно. Сейчас же наблюдать за слонами, страусами и бегемотами как-то не сказать, что и приятно, и сколько-то интересно. Сейчас больший эффект производит напряженный доисторический мир и, конечно, эпизод с “Ночью на лысой горе”, не то чтоб до мурашек, но задевает те струны души, что и рассчитано.
#Белоснежкаисемьгномов #Белоснежка #УолтДисней, #SnowwhiteAndTheSevenDwarfs #SevenDwarfs #ClassicDisney, #DisneyFulllench WaltDisney #Snowhite #Fantasia1940 #Pinocchio #Fantasia #ЛеопольдСтоковский #Пиноккио #Фантазия