«Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть…» (Мф. 24:6)
Грозные признаки Апокалипсиса, разрушения цивилизации и конца истории становятся все заметнее в последнее время. Отношения между Россией и США – единственными ядерными державами, чей потенциал позволяет нанести непоправимый урон жизни на земле, а также Америки и Китая (мощь ядерного оружия которого достоверно неизвестна и оценивается по-разному) вновь напоминают нам о том, что привычная жизнь может очень легко закончиться. Но Конец Света – это не просто атомная война. Не просто образы разрушения мира из книги Откровения Иоанна Богослова, поразительно напоминающие последствия ядерного конфликта: «…жестокие и отвратительные гнойные раны на людях…» (Откр. 16:2), «сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле» (Откр. 16:18). Нет, все это не самое страшное. Конечное разрушение и гибель миллионов в ходе последней мировой битвы – это, скорее, даже милость свыше, потому что Конец придет не тогда. Он придет немного раньше.
Сначала придет смерть духовная…
Настоящий Апокалипсис состоит не в физической гибели человечества, а в его духовной смерти. Он произойдет, когда людям просто незачем станет жить, их жизнь и деятельность утратят всякий смысл. Миллиарды людей могут наполнять города и села, но Человека уже не будет. Человеком, Личностью делает наличие цели в жизни. И она должна быть выше него самого, быть не просто хобби, а сверхценной идеей, ради которой он с готовностью отдаст жизнь. К таким целям относится служение Богу, когда верующий, как ранние христиане идет на смерть, но не отрекается от своих убеждений. К ним относится патриотизм, когда солдат в окружении вызывает огонь на себя или, в безнадежной ситуации, подрывает себя гранатой, предпочитая отдать жизнь, но уничтожить при этом нескольких врагов. Подобные высокие цели, даже если сама идея неверна, возвышают человека, делают его Личностью. А, например, то же банальное стремление к материальным благам бесконечно сужает горизонты. Одержимый страстью к наживе уже начинает бояться за свою шкуру, за свое имущество, потому им очень легко управлять. Подобные жизненные цели, хоть и в разной степени, но ведут к моральной и личностной деградации и конкретного человека, и общества, где таковых много.
С чего начинается сползание к Апокалипсису и как происходит расчеловечивание мы можем видеть в истории различных стран. Подобные процессы неоднократно начинались, но так как мир не был глобальным, то они не могли довести всю цивилизацию до рокового конца.
«Апокалипсис» в Византийской империи уже был
Нечто подобное было, например, в начале XIII века в Византийской империи. К моменту своего краха в 1204 году она казалась вполне жизнеспособным государством. Да, страна переживала трудности. Арабы и турки-сельджуки заняли к тому времени Египет, Сирию, Палестину и большую часть Малой Азии, но они постоянно воевали друг с другом, и никто давно не ставил целью сокрушить империю.
В 1202 году начался Четвертый крестовый поход. Венеция за транспортировку морем к месту назначения потребовала от крестоносцев огромную сумму и отдать им потом половину завоеванных территорий. Заплатить полностью они не смогли, поэтому, вместо недостающих денег, венецианцы предложили помочь им захватить город Зару (Задар) на побережье Адриатического моря, отобранный у Венецианской республики венгерским королем. Финансовая олигархия была сильна уже тогда. В том же году город они взяли и получили выгодное коммерческое предложение: Алексей, сын свергнутого и ослепленного византийского императора Исаака II Ангела, просил их вернуть трон его отцу. Венецианцы и рыцари согласились в обмен на 200 тыс. марок серебра, на подчинение Православной церкви римскому папе и содержание их армии. По свидетельству очевидца, крестоносца Жоффруа де Виллардуэна, маршала Шампани, потом маршал Романьи (тогда это был придворный титул смотрителя за конюшнями), на каждого осаждавшего приходилось 200 человек в Константинополе. Конечно, крестоносец мог и преувеличить силу врагов, прославляя свою армию, но ненамного. Это был огромный город. У его жителей были причины защищаться, так как штурм всегда сопровождался резней и грабежом. Однако император Алексей III не решился биться до конца и бежал из города, забрав с собой оставшихся ему верными людей и деньги. Здесь отчетливо видна деградация и общества, и элиты. Даже если войско Алексея III было деморализовано и полностью небоеспособно, не желало даже защищать столицу своей страны от иностранной армии, то почему он не остался сражаться вместе с теми, кто не утратил еще боевой дух и патриотизм? Его могла ждать славная героическая смерть, как Сальвадора Альенде, а могла и победа, как Александра Лукашенко, который, в ходе памятных всем событий, не бежал и был готов стоять до конца, чем спас свою страну от потери независимости и «прелестей» объединенной Европы, которые мы наблюдаем сейчас в Новороссии. Византийцы покорно признали власть ослепленного Исаака II и его сына-соправителя Алексея IV. Этот император показал еще большую степень деградации. Он не заплатил крестоносцам и венецианцам. Даже если денег не было, то он и не предпринял радикальных мер по их изысканию, масштабных конфискаций, и не собрал армию, чтобы прогнать своих благодетелей. Он даже не бежал. Византийская элита ненамного его превзошла. Выходец из знатной фамилии Дука совершил переворот, провозгласив императором себя, под именем Алексей V Мурзуфл. И что же? Этот путчист оказался лучше двух последних императоров? Вяло поруководив отражением штурма, предпринятого малочисленной иноземной армией, он тоже бежал. Хотя он и знал, что за попытку объявить себя императором его казнят представители любой из группировок. За это его вскоре ждал бесславный конец. Позорно бежавший из столицы император Алексей III ослепил его, а затем его изловили крестоносцы и сбросили с колонны. Кто-то из них, видимо, любил театральные эффекты при казнях в духе Ивана Грозного. Да, наш царь приказал подорвать бочонок с порохом под бывшим стрелецким головой, потом воеводой Никитой Голохвастовым и его родственником. При этом Иван Васильевич сказал, что пусть полетают, аки ангелы, так как они приняли монашество, именуемое равноангельским состоянием, пытаясь спастись таким образом от царской кары. С Государством Российским такое не проходит, статус тут никогда и никого не спасал.
Византийцы, конечно, сражались. Другой вопрос как. Крестоносцы, первоначально, и не думали, что смогут проглотить такой жирный кусок, как Византийская империя. Но, увидев моральное разложение ее жителей, решили все забрать себе и провозгласили на ее месте Латинскую империю.
Однако, может быть, дело было просто в разложении столичных жителей? Нет, это был цивилизационный кризис. В больших и малых городах Византийской империи дело обстояло не лучше. Когда оккупанты из Западной Европы двинулись подчинять себе империю, то греки повсеместно сдавались им. Без боя открыли ворота укрепленные города: Димос, Кристополь, Бланш, Фессалоники… Лишь немногие попытались оказать сопротивление: грек Ласгур укрепился в Коринфе, другой – Михалис в Арте. Однако это были единичные всплески патриотизма, большинство и не пыталось сбросить иго ни из патриотизма, ни из неприязни к католицизму.
Продолжение здесь
Автор: Александр Листвянский
Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин