Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Непотопляемый Талейран

Талейран поистине заслужил имя «Непотопляемый». Удивительный человек, удивительная живучесть. Это же надо – быть наверху при всех властях: при Людовике XVI, при Учредительном собрании, при Директории, при Бонапарте-консуле, при Наполеоне-императоре, при реставрированных Бурбонах, при Луи-Филиппе Орлеанском. При всем этом умереть своей смертью в глубокой старости при богатстве и почете. Выживают самые беспринципные циники и себялюбцы.

Шарль-Морис де Талейран-Перигор родился 2 февраля 1754 года в старинной аристократической семье. Кормилица уронила мальчика, и тот на всю жизнь остался хромым. Карьера военного или изящного придворного накрылась медным тазом. Хорошо, что у аристократов с давних пор оставался еще один достойный путь – в духовенство. Юного Шарля через коллеж и Сорбонну провели в священники.

Не сказать, чтобы молодой человек достойно принял свой сан. Он вел довольно разгульный образ жизни – карты, развлечения, женщины. Но когда это сильно мешало в продвижении по карьерной лестнице, пусть и духовного лица? В 1788 году Талейран становится епископом Отенским.

Для Талейрана во всех его ипостасях значение имели только деньги и ничего, кроме денег. Не эта ли страсть перевела его из лагеря дворянства в лагерь крупной буржуазии?

Перемены буквально витали в воздухе, Старый порядок шатался, погрязший в долгах Людовик XVI вынужден созвать Генеральные штаты. От духовенства Отена депутатом естественно избрали епископа. Тот очень скоро предаст свое сословие. И это станет только началом череды предательств.

10 октября 1789 годаепископ Отенский в Учредительном собрании (так назвали себя Генеральные штаты 17 июня 1789 года) произносит сенсационную речь. В ней он предлагает изъять церковное имущество в пользу нации. Это был разрыв с церковью Рима.

Благородно? Внешне да. Предложение было принято с восторгом. Начался процесс секуляризации и продажи церковных земель. Ловкий Талейран заработал на посредничестве около 500 тысяч ливров. Для сравнения: его доходы как епископа составляли 52 тысячи в год.

Присяга Лафайета на Празднике Федерации, 1790 г. Талейран (справа, в митре) совершает богослужение.
Присяга Лафайета на Празднике Федерации, 1790 г. Талейран (справа, в митре) совершает богослужение.

В принципе, такая революция Талейрана устраивала. Она стала устраивать его еще больше, когда он вошел в Комитет внешних сношений, а позже и стал его главой, то есть почти министром иностранных дел. Торговля государственными услугами и внешнеполитическими секретами оказалась еще более выгодным предприятием, нежели торговля церковным имуществом.

Так бы и жил епископ Отенский и скорее всего сложил бы голову на гильотине, не обладай он поистине потрясающим чувством самосохранения. Талейран всю жизнь проявлял себя как настоящая крыса на корабле – он чувствовал течь и вовремя покидал судно.

В августе 1792 года во Франции свергнута монархия и провозглашена республика. Вскоре начинает набирать обороты машина репрессий. В сентябре 1792 года почуявший недоброе Талейран бежит в Англию. Начинается четырехлетний период эмиграции.

В эмиграции бывший епископ также занимается лишь одним: он ищет, как бы добыть денег. Одно время Талейран даже занимается спекуляцией земельными участками в Америке. Да, на этом удается заработать кое-что. И это «кое-что» для многих показалось бы капиталом, но для привыкшего к роскоши Талейрана заработанные суммы кажутся нищенским пособием.

Тем временем дела во Франции налаживаются. Якобинская диктатура свергнута, установлен режим Директории. Самой что ни на есть буржуазной. Появляется возможность вернуться. И в 1796 году Талейран возвращается в Париж.

Талейран, фрагмент картины «Коронация Наполеона».
Талейран, фрагмент картины «Коронация Наполеона».

Еще год он принюхивался и присматривался к обстановке. Наконец всё определилось. В 1797 году бывший епископ Отена принимает пост министра иностранных дел. «Мы имеем должность, нужно сделать громадное состояние, громадное состояние… громадное состояние» - так отреагировал новоявленный министр.

Тут уж Талейран развернулся. Торговля услугами была поставлена на поток. В Европе бушевали войны Директории, границы трещали по швам, возникали и исчезали государства, короли лишались тронов, велось множество дипломатических переговоров. И все заинтересованные стороны вынуждены были платить министру иностранных дел Директории.

На этом посту Талейран сошелся с перспективным генералом Бонапартом, поддержал того в переговорах с Империей, в перекройке карты Италии. Говорят, идея египетской авантюры первому пришла в голову Талейрану, а не Бонапарту.

Дальше происходит очередной побег с тонущего корабля и новое предательство. В 1799 году дела Директории стали совсем плохи (ну вы помните, победы Суворова в Италии, неудача в Египте). Талейран соскакивает с выдохшейся лошади, то есть уходит в отставку.

И как вовремя! Вскоре во Францию возвращается Бонапарт и устраивает государственный переворот. Талейран является одним из активных участников действа. И тут же получает пост министра обратно, но уже при консуле Бонапарте, а позже и при императоре Наполеоне I.

Тильзитский мир. Талейран стоит слева, наверху лестницы.
Тильзитский мир. Талейран стоит слева, наверху лестницы.

На этом посту Талейран пробудет до 1808 года. Он будет обслуживать последствия самых выдающихся побед Наполеона: Маренго, Аустерлиц, Йена и Ауэрштадт, Фридланд. И уж будьте уверены, заработал на этом министр немало. Но в том-то и причина его расхождения с Наполеоном.

Вообще обогатившаяся буржуазия очень нервно реагировала на всё возрастающий масштаб завоеваний императора. Ей нужен был покой, мир, возможность спокойно тратить и зарабатывать деньги. Наконец буржуазия нуждалась в морской торговле, а вместо нее получили континентальную блокаду и войну с Великобританией.

К этой же нажившейся верхушке принадлежал и Талейран. Он всё чаще вставляет палки в колеса дипломатии Наполеона. Пока наконец не уходит в отставку. И тут же в 1808 году предлагает услуги платного шпиона Австрии и России. Австрийцы немедленно хватаются за такую возможность и берут Талейрана на содержание. Александр I платить отказался.

Признайте, эта крыса заблаговременно почувствовала очередную течь. Казалось бы, империя Наполеона на пике могущества. Но с вершины путь ведет только вниз. 1812 год и поражение в России. 1813 год и поражение в Германии. Наконец 1814 год, война уже во Франции.

В марте 1814 года Талейран посылает наступающим союзникам письмо, в котором убеждает их идти на Париж. Наверное, Париж взяли бы и без него, но стоит отметить сам факт предательства. Дальше именно Талейран от имени Франции ведет переговоры о перемирии и с готовностью принимает реставрацию Бурбонов.

Талейран, 1828 год.
Талейран, 1828 год.

1814-1815 годы, вершина дипломатической карьеры Талейрана – Венский конгресс. Пожалуй, это тот редкий случай, когда он бьется искренне за интересы Франции. И как успешно! Он вводит государство Бурбонов в число ведущих держав. Здесь в Вене Франция выступает на равных, а не как побежденная сторона.

Но Бурбоны не симпатизируют хроническому изменнику. Хотя он не голосовал за казнь Людовика XVI, но, во-первых, по уши замазался в революционных событиях, во-вторых, являлся одним из инициаторов (если не главным!) убийства герцога Энгиенского в 1804 году. А тот, как ни крути, тоже был Бурбоном.

Талейран уходит в отставку, сохраняя, впрочем, свое приносящее немалый доход пэрство. Кроме этого дохода, бывший министр прихватил из министерского кабинета немалое количество документов компрометирующего характера. Торговля этими бумагами приносит немалый дополнительный доход.

1830 год, июльская революция. Карл X Бурбон свергнут, на престол взошел Луи-Филипп Орлеанский, «король-гражданин». Позиции Луи-Филиппа на международной арене более чем хрупкие. Правительству требуются авторитетные дипломаты, способные убедить другие государства в легитимности новой власти. 76-летний Талейран вновь призывается к делу и едет в самую важную столицу Европы, в Лондон.

Эта последняя четырехлетняя миссия увенчалась полным успехом. Опытный дипломат сыграл как надо, вернув международный престиж и признание своей стране.

В 1834 году 80-летний патриарх дипломатии окончательно уходит на покой. Живет в своем роскошном замке, где и умирает в 1838 году, оставив по себе крайне противоречивую память.