Найти в Дзене
George Rooke

Шведский флот после 1815-го

Надо сказать, что разгром, понесенный в двух войнах от России (1788-1790 и 1808-1809) от шведского флота времен Густава III оставил рожки да ножки.

На 1815 год шведы имели следующие корабли:

Fadnerslandet (62), год постройки - 1783.

Forsiktigheten (62), 1784.

Dristigheten (62), 1785.

Manligheten (62), 1785.

Tapperheten (62), 1785 (продан в Колумбию Боливару в 1825 году, а в 1826 латиноамериканцы сбыли его португальцам, где он служил до 1848 года).

Wladislaff (74), Бывший русский "Владислав". Полностью сгнил в 1819 году.

Gustaf den Store (74), 1799.

Кроме того в наличии было еще шесть 44-пушечных фрегатов.

В 1814 году Швеция с благословения больших держав завоевала Норвегию (в компенсацию за Финляндию), но это совершенно не улучшило ее состояния.

В 1825 году, чтобы поправить свое положение, в Колумбию были проданы несколько кораблей, что позволило с 1824 по 1841 год построить 6 кораблей.

В Колумбию были проданы линейный корабль "Тапперхеттен" и 40-пушечный фрегат "Аф Чапман". Сумма сделки - 361500 риксдаллеров (700 тыс. пессо). Проданы через британскую фирму "Голдсмит и Ко". Самое прикольное в другом - в 1826 году, поскольку еще вся сумма не поступила на счета шведского правительства - капитан Торденшельд отказался передать ЛК колумбийскому правительству и увел его в Нью-Йорк. В дело вмешался Ротшильд, который нашел покупателя на кораблик, им оказалась Португалия, и колумбийцы, недоплатившие за ЛК 19 тыс. риксдаллеров, стали резко должны 25 тысяч риксдаллеров теперь уже Ротшильду. Ну а шведы, получив данные, что оплата погашена, забрали с корабля свои личные вещи и на трансатлантическом судне отбыли домой, оставив "Тапперхеттен" своей судьбе.

Отдельной темой стоит строительство Гёта-Канала, который должен был соединить Балтийское побережье Швеции с Северным морем в обход Зундов. Строительство его было начато еще Карлом XII, и лишь в 19 веке вступило в решающую фазу.

Понятно, что канал имел большое хозяйственное значение, плюс - позволял делать маневр военно-морскими силами, минуя Зунды. Но видя численность не так далеко находящегося флота России, простые шведы зло шутили, что Гётта-канал построен с одной целью - как можно быстрее эвакуировать королевскую семью в Норвегию из Стокгольма, когда в Швецию войдут жадные и жестокие русские орды. С тем, чтобы быстрее сесть на корабль и организовать правительство в изгнании.

Первые пароходы появились в шведском флоте только в 1852 году.

На 1844 год состав шведского флота - 5 ЛК и 6 ФР.

Вообще шведская политика в данное время характеризовалась как "балансная политика". То есть если нам угрожает Россия - дружим с Англией и Францией.

Если нам угрожают "западные партнеры" - дружим с Россией, ибо "сколько волка не корми - а у слона все равно толще".