Детство
Рене Жюль Лалик 6 апреля 1860 года в семье виноторговца и портнихи, живших в провинции Шампань, местности, прославленной виноделием и бесконечными виноградниками. С самого детства Рене проявлял талант к рисованию и во время своих прогулок, делал зарисовки окружающей его природы: цветов, трав, стрекоз, бабочек и птиц
В 1862 году, когда мальчику было два года, семья переехала в предместье Парижа. Но на родину Лалик приезжал регулярно, проводил летние каникулы в компании дедушки и своего альбома для зарисовок
Дела отца, очевидно, были успешными, поскольку Рене первое образование получил в престижном лицее Тюго, где в 12 лет заработал свою первую награду по рисованию
Юность
С 1876 года, после кончины отца, шестнадцатилетний Лалик поступил учеником к известному парижскому ювелиру Луису Ококу, у которого осваивал знания и навыки мастерства. Вечерами он ходил на занятия в школу декоративного искусства (Ecole des arts decoratifs). В 1878 году Рене уезжает в Англию и обучается в колледже искусств Сиденхама (теперь часть Большого Лондона)
Вернувшись в Париж в 1880 году, двадцатилетний Лалик создает эскизы для обоев и тканей по заказу родственника его родителей Вуйерета, работает внештатным дизайнером для нескольких известных ювелирных фирм: Jacta, Aucoc, Gariod, Hamelin, Destape, Cartier, Boucheron
________________________________________________________________________
Если вы готовы погрузиться в мир прекрасной архитектуры эпохи модерна, я приглашаю вас на курс «Модерн, я люблю тебя» (все лекции доступны в записи)
https://mashaandmodern.tilda.ws/lovemodern
Мы совершим путешествие по европейским странами рубежа
19-20 веков, чтобы разобраться в многообразии модерна
На примере архитектуры, живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства мы поймем, как формировался уникальный и многогранный модерн
Модерн, ар нуво, модернизмо, либерти, сецессион, национальный романтизм. У стиля было много имен и мы познакомимся с каждым из них
________________________________________________________________________
Лалик-ювелир
В 1885 году Лалик открыл свою первую студию и начинает создавать женские украшения, где рядом с бриллиантами появляются недорогие поделочные камни, слоновая кость, черепаховый панцирь, рог. Это позволяло Лалику более точно передавать фактуру растений, но вместе с этим стало настоящей революцией в мире ювелирного искусства
В 1890 году Лалик знакомится с актрисой Сарой Бернар и начинает создавать для нее сценические украшения
Он любил работать с актрисами и светскими дамами. Например, с Натали Клиффорд Барне. Он считал этих женщин капризными, избалованными, эксцентричными, понимающими свою красоту. Лалик говорил, что на их месте вел бы себя точно так же. По сути, у женщины не было тогда другого пути реализации, кроме как успешно построить брачную карьеру
В этот период постоянным покупателем и поклонником Лалика становится богатейший магнат Галуст Саркис Гюльбенкян, их представила друг другу Сара Бернар. У этого выдающегося человека было два основных пристрастия: нефть, источник его миллиардов и собирательство шедевров искусства. Его называли «Господин 5%», потому что он участвовал в различных предприятиях и в качестве оплаты за услуги просил 5% от акций компании
Бывало, что Гюльбенкян скупал целиком новую коллекцию ювелира, едва вышедшую в продажу. В Лиссабонском художественном музее, наследии предпринимателя, сегодня хранятся 175 самых выдающихся и красивых ювелирных творения Рене Лалика. Предметы из коллекции Гюльбенкяна никто не носил. Лалик смог почувствовать себя надежно – когда есть покровитель, который приобретет его работы, можно расслабиться и реализовываться
Ювелир изготавливает не только женские украшения, но экспериментирует с их формами. Насекомые и рептилии, придуманные для театральных украшений Бернар, присутствуют в других предметах. Наряду с прекрасными, словно живыми, цветами, в украшениях появляются изображения мха, корней, чертополоха, еловые шишки, ветви
В произведениях Рене появляются фигуры обнаженных женщин, которые были допустимы в живописи, скульптуре, интерьерном декоре, но ни в коем случае не в украшениях, предназначенных для женщин. Это было странно и неприлично. И если в живописи, в определенных сюжетах обнаженная натура допускалась, но надеть на себя – немыслимо. Но Лалик вышел из положения и использовал мистические, загадочные, постусторонние женские образы - Прекрасная Дама, Русалка, Колдунья, Ангел, Фея…
Изобретательность Лалика не принимала в расчет ни мнения критиков, ни общественных устоев. Как он сам говорил: "Стоит пробовать что-то новое и возмутительное, не игнорируя любые возможные идеи"
Лалика совершенно не интересовало, будут ли покупать его украшения. Для него главным было - творить
Женщины и природа — так Лалик определит источник своего вдохновения, в 1925 году, дав интервью французскому искусствоведу Максимилиану Готье
В 1895 году Лалик вновь выставил свою коллекцию в художественном салоне du Champ-de-Mars, где впервые присутствовали украшения из рога. Смелые, порой вызывающие сюжеты, необычайно тонкая, объемная, высокохудожественная работа, сочетание драгоценных и нетрадиционных материалов со стеклом вызвали восхищение посетителей
В 1897 году Лалик получает первую премию за гребень для волос из рога и слоновой кости, выставленный в Парижском салоне. В том же году, после участия в Брюссельской Всемирной выставке, его награждают орденом Почетного Легиона
Личная жизнь
В 1887 же году состоялось его знакомство и свадьба с первой женой Мари-Луи Ламбера, именно на ее приданое будет открыта первая мастерская Лалика. Через год у пары родилась дочь Жоржетта, которая погибнет в 1910 году. Брак распался довольно скоро, и уже в 1890 у Лалика начнется новый роман с Августиной-Алисой Ледрю, дочерью скульптора Огюста Ледрю, друга Родена
Эта женщина была музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой изобретательности Рене. Она работала вместе с ним анонимно и бесплатно. Часть эскизов выполнена ее рукой, но сложно понять наверняка, какие именно. В семье родятся двое детей: в 1892 году Сюзанна, а в 1900 Марка
Но официально развод с первой женой случится только в 1893 году. Мари Луи потребует вернуть приданое назад, а свободных денег у Лалика в тот момент не было
Впоследствии дочь Сюзанна будет вспоминать, что колыбельки детей стояли в мастерской, потому что и мать и отец были заняты непрерывным творческим процессом и Сюзанна с детства наблюдала за магическими превращениями стекла
Сюзанна вспоминала, что в детстве отец отвел ее в Шартрский собор и показал витражи
"Вокруг фигуры Богоматери самый красивый синий цвет"
С сыном Марком у Лалика будут сложные отношения, он ревновал его. Мастер был всегда в окружении женщин и тут у него появился конкурент
Выросшая Сюзанна, также как и ее мать, начинает работать с отцом. Он поставил ей условие – бесплатно и анонимно
С 18 лет она начала сама создавать эскизы пудрениц и упаковочных коробок для отца, а затем ваз и других декоративных предметов. Через брак с Полом Буртом, членом семьи Haviland, Сюзанна столкнулась с миром фарфора, а также проявила талант в области текстиля и живописи, создала эскизы декораций и костюмов почти для 50 спектаклей французских театров
Лалик будет советоваться с дочерью, но когда возникнет вопрос, кто унаследует семейное дело, Лалик, несмотря на симпатию к женщинам и их правам, передаст все в управление Марку, отношения с которым продолжали быть сложными
Вершина ювелирного искусства
Всемирную славу художнику принесло участие в 1900 году во Всемирной Парижской выставке. Она стала самой посещаемой и грандиозной почти для всего 20 века. Посреди Парижа был выстроен целый город с улицами, павильонами, воссоздавшими разные уголки планеты. За время работы выставки, на протяжении семи месяцев, ее посетило около 48 миллионов людей
Среди гребней, тиар, корсажных и нашейных украшений, Лалик выставил на своем стенде знаменитую огромную «Стрекозу» и "Петушка", держащего в клюве крупный желтый бриллиант, который позже был заменен на аметист
Кроме украшений, были выставлены другие изделия из серебра, бронзы и стекла, в том числе серебряный со стеклом кубок «Жуки-носороги»
Именно после этой выставки ювелиры перестали восприниматься как простые ремесленники, которые обрамляют камни по стандартам. Они сами стали художниками, творцами. Продемонстрировав свои изделия, Лалик совершил настоящую революции в мире ювелирного искусства. Он не хотел ориентироваться на стандарты. Существовала строгая иерархия камней и материалов для обрамления. Нельзя было сделать украшение, в котором бриллиант соседствовал бы с эмалью или стеклом. Но Лалика это не интересовало. Рене Лалик впервые начал сочетать драгоценные материалы с эмалью, стеклом и другими поделочными элементами
Его и стоимость изделия не интересовала. На первом месте для Лалика стояло само произведение искусства, их внешний вид и художественный эффект, который достигался благодаря контрасту разных материалов. И только потом его цена, которую удастся выручить
Фактически, Лалик придумал бижутерию
Интересно, что ювелир Бушерон, с которым Лалик сотрудничал, не сразу смог разглядеть талант молодого человека. Он не принял его эскиз украшения с ласточками, посчитав его странным. Кто захочет носить на себе птиц. Тогда Лалик сделал украшение на свои деньги, и вновь пришел к нему с готовым изделием. Бушерон тут же его купил
О Рене писала пресса, им восторгались, ему подрожали, он оказал влияние на живопись, иллюстрацию, дизайн и моду в одежде того времени. Стиль женской одежды 1900 году был весьма консервативным, платья не допускали открытых частей тела, глухой воротник-стойка закрывал шею до самого подбородка. Многие украшения Лалика были созданы, чтобы подчеркнуть женственные линии обнаженной шеи, плеч, декольте
Салоны модной одежды немедленно подхватили новую тенденцию, и женская мода начала века быстро изменилась: платья стали более открытыми, легкими, с обильной вышивкой и рисунком в стиле модерн. Женские украшения по примеру Лалика изготавливались довольно крупного размера
Во время пребывания в Лондоне в 1904-1905 годах, у Лалика случился роман со встреченной там француженкой, госпожой де Мениль. Для нее Рене изготовил в подарок брошь, известную как "Поцелуй", на обратной стороне которой находится памятная надпись: "Я мечтаю о поцелуях, которые длятся вечно!". В 1907 году от этой связи родился мальчик Рене Ле Мениль, который в 1960 году передал брошь матери музею декоративного искусства в Париже
Лалик - мастер стекла
В 1905 году Лалик открывает розничный магазин на Вандомской площади рядом с парфюмерным заведением Франсуа Коти. И именно это соседство принесет обоим мировую известность
С 1907 года Лалик начинает придумывать для духов Коти флаконы. До него флакончики для духов были похожи на обычные аптечные пузырьки, теперь же они становятся произведением искусства
Первым флаконом, созданным в их творческом тандеме, стал флакон для нового парфюма Coty L`Effleur - “Прикосновение” в 1908 году. За несколько лет работы с Франсуа Коти, было создано шестнадцать флаконов
Примеру Франсуа Коти последовали и другие производители парфюмерии. Таким образом, Рене Лалик стал заниматься разработкой дизайна флаконов для таких производителей парфюмерии, как Roger&Gallet, Guerlain, Worth, Molinard, Houbigant, d`Orsay
В общей сложности, Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов, среди которых один из самых известных - Le Baiser du Faune (“Поцелуй фавна”), созданный для компании Molinard в 1928 году
В 1919 году Лалик сначала арендует, а затем и выкупает стекольный завод и там продолжает эксперименты со стеклом, постоянно внедряя новые технологии. Были изобретены специальные формы из чугуна для отливки стекла, метод литья под давлением, а также усовершенствования для искусственного хрусталя
За свою жизнь он получил шестнадцать патентов на технологии изготовления стекла. А рецепт изготовления опалесцентного (переливающегося от синего до янтарного) стекла не разглашается компанией Lalique до сих пор
Существует легенда, согласно которой, начав заниматься стекольным делом, Рене хотел осуществить свою детскую мечту - запечатлеть облака. В детстве, делая зарисовки цветов и насекомых, он также хотел передать на бумаге всю плавность, прозрачность и легкость облаков, но это ему не удавалось. И вот, уже в зрелом возрасте, Рене понял, что наиболее полно, это возможно сделать при помощи хрусталя
Увлеченность свойствами материала была настолько велика, что между 1909 и 1912 годами Лалик после проведения последней выставки, где были представлены его ювелирные украшения, он полностью прекращает создавать украшения и начинает новую карьеру стеклодела несмотря на непрекращающийся поток заказчиков (редко, но Лалик изготавливает украшения для постоянных клиентов)
Изготовление стеклянных изделий имело для него еще социальное значение. Они стоили дешевле ювелирных украшений, и их можно было изготовить в нескольких экземплярах, можно было передать эскизы фабрикам (но все равно изделия Лалика не тиражные, не массовые)
Таким образом, больше людей имели возможность приобрести их. Одной из важных функций модерна было воспитание через красоту, через окружение себя эстетикой
В конце 1920-х годов Лалик начинает изготовление талисманов для капотов машин. Всего было 29 конструкций для автомобилей Hispano Suiza, Isotta Fraschini, Bugatti, Bentley и других. Все талисманы делались из высококачественного стекла и устанавливались в специальные металлические крепления с вмонтированной подсветкой. Когда становятся неактуальными, то бывшие маскоты изготавливаются как пресс-папье
В середине 1920-х случится важное изменение в его личной жизни. Он познакомится с Мари Анере. Привлекла его внимание своей скромностью. Когда он приходил в магазин она его жутко стеснялась и пряталась, боялась его. Немного странное поведение для продавщицы, но именно так она привлекла его внимание
Предложил ей работать в 1921 году начинают вместе жить. От этого союза появились двое детей: сына Жан Раймон (Рене на тот момент исполнилось 65 лет) и дочь Жанна Жоржетта
Поздние годы
В поздние годы Лалик занимался интерьерным и архитектурным стеклом. В 1911 году Рене создает знаменитые окна для здания Coty на Пятой авеню в Нью-Йорке
Лалик реализует проекты интерьеров для крупнейших французских лайнеров: «Париж» в 1929 году, «Иль де-Франс» в 1927 году и «Нормандия» в 1935 году (оформление зала для пассажиров 1 класса)
Рене разработал множество архитектурных компонентов для здания Oviatt в Лос-Анджелесе, куда через панамский канал было доставлено 30 тонн изделий, в том числе панелей и вставок желтого архитектурного стекла
В 1927–1928 годах он создает стеклянный декор вагона-ресторана и некоторых других вагонов для Blue Train («Голубой экспресс») по заказу компании Orient Express
В 1929 году Лалик сделал стеклянное оформление для знаменитого Peace Hotel в Шанхае. А в 1932 году создал большое пескоструйное панно для мужского универмага Wanamaker в Филадельфии
С начала 1930-х годов Рене Лалик работает над проектами для нескольких церквей. Самый крупный заказ был от леди Трент для церкви Святого Матфея в Милбруке штат Нью-Джерси. Работа продлилась до 1934 году. В стиле ар-деко были выполнены: алтарный крест, запрестольный образ, стол для причастия, оконные и дверные панели, несколько экранов, столбы, ангельские фигуры, и шрифт для надписей
Проект был очень дорогим, да еще Лалик не показывал финальные расчеты и эскизы. Заказчики страшно переживали, но результатом в итоге были очень довольны (правда расплачиваться за работу Лалика им пришлось еще несколько лет)
С 1937 года Рене Лалик страдал от артрита, что ограничивало его профессиональную деятельность. Тогда же он столкнулся с изменой своей третьей жены. Постепенно здоровье мастера начало ухудшаться
1 мая 1945 года Лалик скончался. На его могиле был установлен памятник, украшенный стеклянным крестом
Дело Лалика унаследовал сначала его сын Марк, а затем внучка Мари-Клод. В настоящее время компания продолжает существовать, но управляется людьми, не имеющими к семье отношения
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "МАША И МОДЕРН"