2001 год, Воронеж. Утро для предпринимателя Василия Горюнова началось с тревожного звонка. Главный бухгалтер магазина бытовой техники «Рубин», владельцем которого он являлся, расстроено сообщила шефу: «У нас ограбление». К приезду бизнесмена на месте происшествия уже работали сотрудники милиции.
«Из кабинета директора был похищен сейф весом около 300 килограммов, который вытащили через окно», – сказал Мурат Цуроев, следователь.
Перед майскими праздниками торговля в магазине шла особенно бойко, и в личном сейфе Горюнова помимо документов находилась приличная сумма денег.
«Они не сдавали деньги, потому что собирались повторно ехать за товаром. Поэтому на момент кражи в сейфе находилось около 10-ти тысяч долларов и 100 тысяч рублей», – со слов Василия Горюнова, потерпевшего.
Из кабинета директора был прямой выход в торговый зал, где на полках находилось много дорогостоящих товаров: телевизоры и видеомагнитофоны. Но как показала проверка, все оказалось на месте.
Получалось, что злоумышленников интересовал только сейф, и к этому ограблению они тщательно подготовились.
«Находившиеся на окне решетки были были перерезаны специальным приспособлением», – Мурат Цуроев, следователь.
Проверка сотрудников и поиск свидетелей
Хозяину магазина казалось, что бумаги и деньги надежно защищены от взлома, сейф был не из дешевых. Бронированная дверь была снабжена замком повышенной секретности. Но думал ли бизнесмен, что грабители выберут такой необычный способ, как похищение самого сейфа.
«Конечно, мы удивились тому, что такой тяжелый предмет удалось вытащить через окно. 1-2 человека были бы просто не в состоянии это сделать», – сказал Игорь Польников, замначальника УБОП.
300 килограммов. Чтобы поднять такой сейф, необходимо как минимум шесть человек. Но как такому количеству людей ухватиться за небольшую металлическую коробку? Или в кабинете директора орудовали тяжелоатлеты? Пока сыщики не находили ответов на эти вопросы.
Еще одно обстоятельство обратило на себя внимание следственной группы. Сигнализация в помещении хоть и была установлена, но ее еще не подключили. Кто мог знать об этом кроме охранников магазина или людей, имевших доступ в директорский кабинет?
«Мы думали о том, что преступление могли совершить сотрудники самого магазина. Все они были проверены», – Игорь Польников, замначальника УБОП.
Но установить причастность кого-либо из сотрудников магазина к ограблению не удалось. Также не могли помочь следствию и жильцы дома, на первом этаже которого располагался магазин. Все спали и ничего не знали.
Даже вездесущий пенсионер Нечипуренко, который всегда был в курсе всех новостей своего двора, в ту ночь не слышал подозрительных людских голосов или шума отъезжающего автомобиля. При этом свидетель утверждал, что в интересующее следствие время он не спал, так как страдал бессонницей.
Что же получается, преступники вручную перетаскивали сейф? Но 300 килограммов далеко не унести. Были проверены все ближайшие сараи и подвалы домов. Тщетно. Значит, сейф донесли до ближайшей дороги, а затем вывезли в удобное для вскрытия место.
Следствие зашло в тупик
Прошло два месяца после ограбления магазина. Следствие отрабатывало различные версии, но пока ни на шаг не приблизилось к ответу на вопрос, кто же стоит за этим преступлением? Заезжие грабители или местные умельцы?
Других ограблений, совершенных таким же способом, в городе зафиксировано не было, поэтому версия о возникновении в Воронеже новой банды пока не находила подтверждения.
«Из милиции мне никто не звонил. Я, конечно, интересовался ходом расследования, но для них это был очередной “висяк”», – сказал Василий Горюнов, потерпевший.
Подготовка к большой закупке
Очередная поездка в Москву дважды откладывалась, поэтому экспедитору выдали больше денег. Требовалась крупная закупка. В кабинете директора было решено спрятать наличность под сиденье водителя в неприметной сумке, а также отдельно оговорить время выезда и предполагаемый маршрут.
«Была определенная схема перемещения, никакой охраны не было», – Игорь Польников, замначальника УБОП.
Нападение на экспедитора
2001 год, Липецкая область, федеральная трасса «Дон». Газель с четырьмя пассажирами неслась по трассе в Москву. Шел второй час ночи, когда в зеркале заднего вида ослепительно блеснули фары приближающегося автомобиля. «По-моему, нам мигают», – успел произнести экспедитор, и в этот момент раздался выстрел. Водитель до упора нажал на педаль газа.
«Трасса Москва-Ростов достаточно криминальная, на ней часто совершаются разбойные нападения», – со слов Игоря Польникова, замначальника УБОП.
Все попытки оторваться не приводили к успеху. Автомобиль с дальним светом фар стремительно приближался и все сильнее ослеплял водителя. Когда машина преследователей поравнялась с грузовиком, снова раздались выстрелы. Шины Газели оказались прострелены, ее резко повело в сторону обочины. «Останавливай, иначе перевернемся!», – в панике закричал экспедитор своему напарнику, и тот нажал на тормоза.
Преследователи выскочили из своего автомобиля. Их было трое. Лица скрывали черные маски. У одного из налетчиков в руке был обрез.
«Задача преступников была подавить сопротивление психологическим путем», – Марат Цуроев, следователь.
Нападавшие действовали молниеносно. Ствол обреза силой уткнулся в плечо водителя. «Вылезай!», – жестко приказал налетчик. Спустя секунду он уже шарил под водительским сиденьем, словно знал, где расположен тайник. Через мгновение преступник извлек сумку с 20 тысячами долларов. «Как он догадался?», – Мелькнуло у водителя в голове, но в тот момент он не придал этому значение.
Два ограбления одного коммерсанта
На фоне темной спящей высотки одно светящееся окно было видно издалека. По кухне двигалась фигура, то подходившая к шторам, то исчезавшая в глубине квартиры. Это был бизнесмен Горюнов, разбуженный среди ночи звонком с трассы.
«Я тогда даже не знал, о чем и думать. Два ограбления подряд, такого просто не может быть. Как будто кто-то объявил мне войну», – Василий Горюнов, потерпевший.
Те же мысли на следующий день посетили и оперативников. За короткий срок два ограбления, и один и тот же потерпевший. Сыщики уже понимали: это не могло быть случайностью, оба преступления связаны.
В магазине преступники взяли только сейф, словно на сто процентов были уверены, что в нем крупная сумма денег. В ходе разбойного нападения грабители сразу направились к водительскому сиденью, под которым была спрятана сумка с наличными. Не было сомнений, злоумышленники действовали наверняка. А это означало лишь одно: из информаторами являлись люди из ближайшего окружения хозяина магазина.
Установка скрытых камер
Василий не мог вспомнить, когда впервые подумал, что это кто-то из своих наводит грабителей. Бизнесмен решил внимательнее присмотреться к своему окружению и негласно установил наблюдение за всеми, входившими в его кабинет: за своим директором и партнерами по бизнесу. Ведь людей, которым он доверял, было не так много.
«По камерам удалось установить лиц, которые постоянно общаются между собой», – сообщал Мурат Цуроев, следователь.
В списке подозреваемых, представленных Горюновым следствию, был один из его старых знакомых – сотрудник УБОП Сергей Гусинский.
Из материалов уголовного дела:
«Гусинский Сергей Владимирович, 1964-го года рождения. Уроженец Воронежа. Образование среднее. Женат. Участник боевых действий в Чечне, награжден орденом Мужества и медалью За отвагу. Не судим».
Горюнов уже давно был знаком с Гусинским и со временем стал считать его своим другом. Но в последнее время Василий стал замечать, что его близкий друг сторонится его, а при общении старается не смотреть в глаза.
Подозрения усилились, когда Горюнов случайно поднял в кабинете трубку параллельного телефона. «Да ладно тебе суетиться, на нас никто не подумает!», – услышал он обрывок разговора. Голоса были хорошо знакомы Василию. Его директор Иван Катабин успокаивал чем-то взволнованного Гусинского.
«Я услышал знакомые голоса. В голове сразу все встало на свои места. Тогда я решил задать Сергею несколько вопросов», – Василий Горюнов, потерпевший.
Гусинский попросил несколько минут подумать и начал извиняться перед «близким другом». Василий не мог поверить его словам, когда узнал мотив ограблений. Следствие столкнулось не просто с мошенниками, решившими обокрасть своего друга, а с хорошо сплоченной бандой.