Найти тему
Отдел сомнения

Почему чиновник пинает бухгалтера, юриста, айтишника и остальных лебедеракощук

Чем бухгалтер отличается от юриста, а айтишник от чиновника

А еще и юристы такие же. И экономисты. И другие «специалисты». То есть, не отличаются ничем: и те, и другие, и третьи, и даже пятые и седьмые очень часто работают в одном и том же режиме ИКД. Для тех, кто не в курсе: ИКД – имитация кипучей деятельности.

Обилие сленговых словечек в их лексиконе прекрасно маскирует и безделье, и низкую квалификацию, и бессмысленность тех или иных действий, и множество ошибок и недочетов в работе. Ну, а как же! Они ж на своем рабочем месте – специалисты, а начальник – тупой, лох, солдафон, карьерист, чинуша. Ему можно втюхать любую ерунду, и ему некуда будет деваться. Поверит. Потому как сам он ни бельмеса в высокой науке не смыслит, не отличит дебет от кредита, брандмауэр от файервола, пеноблок от гипсокартона, дознание от следствия. Главное, побольше заумных словечек произнести, и не забыть их, эти словечки, помудрёнее перемешать.

Примеры? Их есть у меня.

Прошу главбуха подготовить мне некую информацию к завтрашнему утру. Отвечает, что так срочно никак не получится, все «девочки» сильно заняты, освободятся не раньше, чем дня через три, да и то не точно. Вот тогда, конечно, всё постараются сделать.

Мне не лень подняться из руководящего кресла и пойти в бухгалтерию. Коллективчик там небольшой, и я по очереди подсаживаюсь к каждой сотруднице: чем, мол, изволишь быть занятой, красавица? Отвечают, показывают, тычут пальчиком в монитор, умными словечками тараторят. Уточняю, сколько времени займёт вся работа – говорят, дня за три (четыре, пять…) постараются управиться.

Не учли, бедолаги, что объемы-то я уже хорошо себе представляю, хоть и назначен на должность недавно. Пусть не с аптекарской точностью, но в целом.

Поскольку ни уговорами, ни строгими окриками, как показывает практика, добиться нормализации работы здесь не получится, решаю действовать личным примером. Беру у них соответствующие бухгалтерские бланки, возвращаюсь в кабинет, открываю Excel.

К концу рабочего дня приношу в бухгалтерию флешку со ВСЕЙ выполненной ЗА ВСЕХ работой, которой они прикрывались. Специально не вызывал главбуха, а опять явился к ним сам, чтобы продемонстрировать результат всему коллективчику бухгалтерии.

Вроде бы на несколько минут стало им стыдно. Но только на несколько минут. На следующий день – практически такие же отмазки, только уже чуточку изобретательней.

Пришлось мне повторить урок. На их беду, я не только в разы быстрее выполнил работу, но и обнаружил несколько грубейших ошибок в бухгалтерских документах, исполненных бухгалтерией за последние пару месяцев.

А ошибки – это уже не просто жесткий разговор, а убедительный повод для лишения премии. Тут уже забеспокоились барышни по-настоящему. Про детей своих вспомнили, которых кормить надо. Про трудные времена.

Исправились? Нет, конечно! Но всё же после этого стали работать заметно ответственнее, внимательнее и быстрее.

Примерно такая же история с айтишниками. Захожу к ним: чем, мол, занимаетесь? Как успехи?

Сидят умными выражениями на лицах, таращатся в мониторы: мол, некогда нам отвлекаться на ваши бестолковые вопросы. Работаем! Подхожу к одному из них: чем занят? Что за сегодня сделать успел?

Говорит, мониторю локальную сеть.

Прошу показать. Он потыкал пальцами по клавиатуре, пощёлкал мышкой. На мониторе появились графики, таблицы, подписанные буржуйскими буковками. В смысле – латиницей. И что это? А это, говорит, текущее состояние сети.

На мою просьбу расшифровать таблицы и графики сильно удивился, но перечить не решился (наслышан про премии в бухгалтерии). Снисходительно скривился, стал пояснять. Излишне говорить, что русских слов в его пояснениях было минимум: «вот», «значит», «это», и почти всё. Остальное – набор «компьютерных» терминов.

Напрасно он надеялся меня этим закопать. Ну, не знал товарищ, что я только с виду тракторист-машинист третьего класса. Через десять минут я со всей картиной разобрался. Задаю очередной вопрос: мы, мол, с Вами, потратили 10 минут с учетом того, что Вы не только посмотрели сами на выведенные на экран сведения, но и потратили время на растолковывание их мне. А рабочий день – 8 часов. В связи с этим: а за остальные 7 часов 50 минут Вы что полезного сделали?

Глазами похлопал, выдавил: мол, несколько раз за день вот так смотрю. Если что-то не так – могу принять меры.

Ага, это если не так. А когда и что было не так последний раз, и какие меры принимал?

Не вспомнил, бедолага. А со следующего моего дилетантского вопроса ловко соскочил. Я всего лишь спросил, почему в последнюю неделю заметно увеличилось количество отказов при телефонных звонках внутри сети. Товарищ с облегчением кивнул в сторону начальника своего отдела: мол, у него спрашивайте, я тут ни при чем.

Что ж, спрошу и с начальника отдела.

У этого тоже снисходительно-презрительная маска на лице: мол, куда ты, начальничек, в высокие материи пытаешься влезть? Это ж не для средних умов!

И понеслось: появляются новые протоколы, такие-то и такие-то (перечисление латинских буковок с циферками), мы отслеживаем их появление в специальной литературе (вон, мол, в шкафу грамотные журналы лежат пачками), внедряем взамен устаревших (опять буковки и циферки)…

А зачем? Чем не устраивают старые протоколы? (речь идет об АЦП/ЦАП, если кому-то интересно).

Ну как же?! Они ж современные! Более качественные!

Прошу обозначить в цифрах улучшение качества: типа того, что слоговая разборчивость была Х%, а стала У%? Или какой конкретно параметр улучшился и насколько?

Кроме «современные и качественные» ничего в ответ я не услышал. Кстати, как не услышал ранее и хоть сколько-нибудь заметного улучшения качества речи в телефоне после замены протоколов.

Зато услышал, какой ресурс сети новые протоколы «съедают» по сравнению со старыми. Примерно в десять раз больше. Самые примитивные расчеты явно говорят, что три-четыре одновременно ведущихся телефонных разговора практически полностью забирают весь ресурс сети, и сеть «падает», то есть практически перестает функционировать.

Пришлось побороться и с айтишниками. Частично даже успешно.

А юристы – лучше? Почти не встречал более или менее грамотных юристов. Наверное, мне не очень везло. Пройдохи – были. Шустрые, деловые, имеющие друзей в суде и прокуратуре – попадались. А грамотные, толковые – большая редкость.

Понадобилось мне как-то принять на работу юрисконсульта. Кинул клич – прибежали сразу несколько желающих. Все, естественно, с дипломами, половина из них – «с опытом работы». Всем для проверки профпригодности дал одно и то же задание примерно такого содержания: в нашей организации появилась насущная необходимость решить такую-то задачу. Нужно найти нестандартный, но абсолютно законный путь, потому как напрямую в лоб решить не получится. И дал срок на внесение предложений. Кстати, задачу не выдумывал – взял реально стоявшую тогда передо мной.

Двое по истечении срока заявили, что задача законного решения не имеет. Да я и сам это знал, иначе б не потребовалась помощь юриста!

Остальные почти все принесли распечатанные из «Консультант +» листы бумаги с выдержками из соответствующих нормативных актов, на которых маркерами были выделены якобы необходимые пункты: мол, закон на эту тему говорит так-то и так-то.

Да товарищи дорогие! Читать я и сам умею! И что написано в законах, давно прочитал. Но я не юрист. Не всё в области права могу сложить в стройную картину.

Конечно, и эти соискатели получили отказ. И лишь одна девчушка, вчерашняя студентка, причем далеко не самого престижного вуза, предложила вариант решения. Вместе с ней мы доработали его до рабочего состояния, и проблема была решена на практике. Эта девчушка и была принята на работу. И я об этом своем решении не пожалел, хотя, конечно, далеко не сразу она стала классным специалистом. Но она умела думать, что в наше время, увы, не всегда имеет место.

Вот к чему я это всё? Да к тому, что мы часто по старой доброй русской традиции клянем чиновников, депутатов, начальников, руководителей, вождей… А сами-то каковы? Нам не нужен ли хороший пинок, чтобы мы хотя бы на троечку выполняли свои прямые функции юристов, айтишников… водителей, учителей, врачей… каменщиков и кровельщиков… бухгалтеров и парикмахеров?..

Нет, не все требуют пинка. Есть энтузиасты, на которых всё и держится. Никогда не рискну обобщать! Ни крестьян, ни директоров, ни дворников. Всякие есть.

И среди чиновников – тоже всякие.

У чиновников-то зачастую задача особенная: когда лебедь, рак да щука тянут воз каждый в свою сторону, чиновник вынужден принимать меры (часто непопулярные),, чтобы воз, в отличие от басенного, всё-таки не оставался «и ныне там», а сдвигался, хотя бы со скрипом, в нужную сторону.