Найти тему
Юрий Кот

Прекрасная Дама Александра Блока

Поэт и муза… Слияние земного и божественного в любви к женщине. Далеко не всем поэтам удалось действительно соединиться со своей возлюбленной. А.А. Блоку удалось, но опыт был трагичен.

Дом, в котором появился на свет А.А. Блок, был пропитан поэзией и литературой. Его прабабушка хранила автографы Пушкина, переписывалась с Плетневым, ей посвящал стихи А. Дельвиг. Прекрасным переводчиком была его бабушка Е.Г. Бекетова, она была знакома с Гоголем, Достоевским, Толстым, Чеховым. Мать Блока печатала детские стихи. Одним словом, Блоку на роду было написано стать поэтом.

-2

Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок родилась в семье Дмитрия Ивановича Менделеева и его второй жены Анны Ивановны в апреле 1882 года. По её воспоминаниям, детство было счастливым, шумным и веселым. Оно прошло в имении Боблово в доме, выстроенном по проекту Дмитрия Ивановича. Детей, а их было четверо, очень любили, но не баловали.

-3

По соседству, в имении Шахматово, жила семья старинного друга Дмитрия Ивановича – ректора Петербургского университета, профессора-ботаника А.Н. Бекетова. Одна из его четырех дочерей, Александра Андреевна, была матерью Александра Блока, с отцом которого она рассталась еще до рождения сына. У мальчика был отчим — гвардейский офицер Ф. Кублицкий- Пиоттух, с которым у него не было духовной близости. Мать обожала сына, она же и познакомила его с сочинениями Владимира Соловьева, идеи которого о земной и небесной любви оказали большое влияние на мировоззрение Александра Блока.

-4

Четырехлетний Саша и трехлетняя Люба вместе играли в университетском саду, а в 1898 году семнадцатилетний Александр по приглашению Анны Ивановны Менделеевой приехал в Боблово на белом коне, в красивом элегантном костюме. Шестнадцатилетняя Люба сразу произвела впечатление на юношу, а вот он ей сначала не понравился. В разговоре они выяснили, что оба мечтали о сцене. В Боблово началась оживленная театральная жизнь. Девушка все больше завораживала юного поэта своей строгостью и неприступностью. Совместные прогулки после репетиций отрывков из   шекспировского «Гамлета», казалось, положили начало их роману, но по возвращению в Петербург они встречались все реже. В 1900 году Любовь Дмитриевна поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов. Студенческая жизнь, подруги, концерты и развлечения увлекли девушку.

-5

В 1901 году Блок перевелся с юридического факультета университета на словесное отделение и был счастлив, попав в свою стихию. К этому времени он был погружен в различные мистические учения. Однажды зимой он бродил по Петербургу в поисках своей великой любви, которую он потом назовет Вечной Женой, Прекрасной Дамой, и случайно встретит на улице Любовь Дмитриевну. Ее образ таинственно слился в его представлении с тем возвышенным образом, который он давно искал, переполненный идеями В. Соловьева о Вечной Женственности. Это  проявилось в его стихах, собранных в сборник «Стихи о прекрасной Даме».

Любовь Дмитриевна была человеком душевно здоровым, уравновешенным и чуждым всякой мистике. Когда Блок пытался привить ей свои понятия о «несказанном», она пресекала эти попытки и повторяла: «Пожалуйста, без мистики!», т.е. отказывалась от роли, в которой он желал видеть ее. Уставшая от его экзальтированного поклонения, она хотела порвать с ним отношения, но не решилась. Блок хотел покончить с собой, но… не решился. Периоды равнодушия сменялись ссорами, он сходил с ума, когда она становилась надменной и недоступной. Это был поэтический роман: стихи, разговоры (часто о самоубийстве), он о высоком, она о земном…

-6

Он сделал ей предложение после бала в зале Дворянского собрания, и она ответила согласием. Дмитрий Иванович Менделеев был очень доволен, что дочь решила связать свою судьбу с внуком Бекетова. Стихи своего будущего зятя он не понимал, но уважал его: «Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать». Между Любовью Дмитриевной и матерью Блока сразу же возникли трения – та ревновала сына. Свадьба состоялась в Боблове в августе 1903 года. Накануне Блок записал в своем дневнике: «Странно и страшно…»

Зимой молодые приехали в Москву по приглашению А. Белого, который впервые воочию увидел Блока, стихи которого очень высоко ценил. Белый был очарован Блоком и его женой – она покорила его своей красотой, женственностью и непосредственностью.

-7

Союз поэта и музы нельзя было назвать счастливым. После женитьбы Блок стал объяснять своей молодой жене, что им не нужна физическая близость, которая помешает их духовному родству. А у А.Белого поклонение Любови Дмитриевне как воплощению Прекрасной Дамы вскоре сменилось сильной любовной страстью – единственной его настоящей любовью. Отношения в любовном треугольнике чрезвычайно запутались. Блок и Белый то ссорились, то мирились. Любовь Дмитриевна пишет Белому, что остается с мужем, а Блок публикует пьесу «Балаганчик», в которой высмеивает любовный треугольник и самого себя, а в образе глупой картонной куклы Коломбины изображает Любовь Дмитриевну.

Любовь Дмитриевна все острее чувствует свою ненужность мужу, и когда Белый в очередной раз настойчиво убеждает ее бросить мужа и жить с ним, она соглашается, но затем опять возвращается к Блоку. После  тяжелого выяснения отношений все трое решают, что в течение года им не следует встречаться. Белый уехал за границу, а Любовь Дмитриевна избавилась от этого увлечения.

Затем последовал бурный роман Блока с актрисой Натальей Волоховой, которой поэт посвятил циклы «Снежная маска» и «Фаина».

-8

Любовь Дмитриевна приехала к Волоховой и прямо спросила, хочет ли она принять Блока на всю жизнь. Та ответила отказом, для нее это было временное увлечение. И действительно, роман закончился через год. Волохова признавалась, что ей казалось, что «Блок любил не ее живую, а в ней свою мечту». Впоследствии женщины даже подружились, и дружба эта пережила самого Блока.

Блок до конца жизни не смог преодолеть в своем сознании разрыв между любовью плотской и духовной. Он находил удовлетворение в случайных связях. На путь вседозволенности встала и Любовь Дмитриевна. Блок относился к этому иронически и в объяснения не вступал. Они расставались и писали друг другу нежные письма, затем сходились и расставались вновь. В 1908 году она призналась, что ждет ребенка. Блок  спокойно воспринял это известие и сказал: «Раз у нас нет, он будет общий». Ребенок умер через несколько дней после рождения. Блок переживает его смерть гораздо сильнее жены. После его похорон он напишет стихотворение «На смерть младенца». Два одиночества вместе уезжают в путешествие по Италии. На следующий год опять путешествуют по Европе.

Любовь Дмитриевна пытается вновь наладить семейную жизнь, но безуспешно. Она постоянно ссорится с матерью мужа – Блок даже подумывает съехать от них обеих в отдельную квартиру.

Любовь Дмитриевна мечтает о карьере трагической актрисы, Блок же считал, что у нее нет таланта. Он был прав, но она много работала над собой, и ее взяли в труппу Мейерхольда. Весной 1912 года Любовь Дмитриевна становится одним из инициаторов и спонсоров нового театрального предприятия – «Товарищества актеров, художников, писателей и музыкантов». У нее новый роман со студентом-юристом, у Блока страстный роман с А. Дельмас.

-9

Начавшаяся война, а затем революция нашли свое отражение в творчестве Блока, но мало повлияли на его семейную жизнь. Любовь Дмитриевна пропадала на гастролях, он тосковал без нее, писал письма. Во время войны она стала сестрой милосердия, потом приезжает в Петроград, налаживает быт – достает дрова, продукты, организует вечера Блока, выступает сама с чтением его стихов. А Блок окончательно понимает, что в его жизни были и будут «только две женщины — Люба и все остальные».

7 августа 1921 года постоянно ссорившиеся Любовь Дмитриевна и Александра Андреевна вместе плакали над гробом Блока. После его смерти они будут жить вместе в одной комнате коммунальной квартиры. Жизнь их будет борьбой за выживание. После смерти свекрови Любовь Дмитриевна устроится преподавателем истории балета в Хореографическое училище при бывшем Мариинском театре, напишет книгу «Классический танец. История и современность».

-10

О своей жизни с Блоком она напишет книгу «И быль, и небылицы о Блоке и о себе». Умерла она в 1939 году в возрасте 57 лет, ещё нестарой женщиной, в которой уже невозможно было увидеть Прекрасную Даму А. Блока.