Эту статью я прошу читателя не воспринимать слишком серьезно.
В медицине полно всяких классификаций: болезней и их возбудителей, диагнозов, методов диагностики и лечения и т.д. и т.п.
Но, конечно, не существует никаких классификаций ни пациентов, ни врачей, ни среднего медицинского персонала.
Однако в этой статье предлагаю немного пофантазировать вместе с автором на тему, какие могут быть пациенты. Во всяком случае, какие встречались именно в моей практике.
Надеюсь, что если вы дочитали до этого места, то не обидитесь и воспримете этот текст больше как шутку.
Итак:
- Пациент адекватный
Это, собственно, нормальные обычные люди — самый желанный контингент, думаю, не только для медиков, но и для всех остальных.
Какова его общая характеристика?
Это человек, который живет себе обычной жизнью, а в скорую обращается редко, по делу и старается, как можно реже связываться с нашей службой.
Таким людям всегда хочется помочь. Понятно, что человек попал в беду, и необходимо сделать все, от нас зависящее.
Эту группу можно разделить на подгруппы:
а) пациент обычный — особо ничем не примечателен, просто заболевший или пострадавший человек, который ведет себя спокойно, вежливо; ему можно объяснить, почему случилась, например, задержка с приездом бригады, и он может понять.
б) пациент тревожный — здесь ситуация посложнее, но не безнадежна; человек может быть немного возбужден, опасаться того, чего не нужно бы, преувеличивать значение некоторых симптомов, но в процессе разговора и обследования он успокаивается, может понять, и если даже нахамил, в конце искренне извиняется и переходит в разряд обычных пациентов;
в) пациент терпеливый — этот больной чересчур терпеливый, деликатный, он не хочет вызывать скорую до последнего, долго ждет, а вдруг все пройдет само собой, рассосется, мол, у врачей и без меня работы полно.; таких людей мы по-доброму ругаем, объясняем им, что все надо делать вовремя, ведь от этого зависит результат лечения и ваше здоровье;
г) пациент тяжелый — этот человек обычно к нашему приезду находится в тяжелом, часто бессознательном состоянии, поэтому его невозможно классифицировать в другую группу по причине того, что просто неизвестно, как он себя ведет в других, более благоприятных, обстоятельствах;
2. Пациент малоадекватный
Этот тип больных характеризуется не совсем достойным поведением, образом жизни, высказываниями и жизненными принципами.
К этой группе я бы отнесла подгруппы:
а) пациент сложный — такой больной отличается повышенными претензиями, всем недоволен, ко всему придирается, пытается диктовать, чем его лечить, считает всех за дураков, при любом случае норовит пожаловаться или пытается угрожать жалобами в министерство, в Москву, Президенту и т.д., на что хватит фантазии; после такого вампира уходишь усталым, с головной болью и желанием уйти из медицины навсегда;
б) алкоголики — это очень многочисленная подгруппа, и среди них бывают разные личности, которые подойдут и в другие пункты, даже вполне приличные, но объединяет их одно — они много и почти беспросветно пьют, а потому алкогольная энцефалопатия не даёт их отнести к полностью адекватным людям;
в) наркоманы — тоже нечто подобное, что и в предыдущей подгруппе, но тут дело тяжелее, и мы встречаемся на вызовах либо с передозом (а там человек без сознания), либо с нарушенной нервной системой (поведение «говорливой тревожной куклы на шарнирах»), либо собственно наркотическим опьянением (и тогда это следует отнести в следующую группу — неадекватов), либо это очень несчастные люди с кучей тяжелых патологий — осложнений наркотической зависимости;
г) пациент нервный — этот контингент с порога испытывает медиков на прочность претензиями, раздражительностью, обвинениями, инсинуациями, причем, разумные доводы он предпочитает не слышать, а очевидные вещи — не замечать;
3. Пациент-неадекват
а) «а поговорить?» — это разные бабушки-дедушки, вызывающие скорую каждый день, а то и по нескольку раз от нечего делать, от одиночества, из вредности, потому что забыли, что вызывали и зачем, или люди другого возраста, считающие, что они одни на свете, и все ждут-не дождутся, когда они, наконец, наберут заветный номер 103, чтобы осчастливить медиков своим вызовом непонятно для чего; (отношу их к неадекватным за то, что они отвлекают скорую помощь, мешая другим получить ее своевременно);
б) «мне все должны» — сюда относятся крайне неприятные личности любого возраста (но особенно часто этим грешит молодежь), которые считают себя «пупами земли», «богами и богинями», которым все обязаны только уже за сам факт их существования; они зачастую совершенно оторваны от реальности, живут сериалами и россказнями популярных блогеров и искренне думают, что Земля вращается вокруг них, а когда узнают, что это совсем не так, приходят в дикое раздражение;
в) хронический скандалист — еще один тип, который знаком всем, кто вынужден работать в сфере услуг и, вообще, с людьми (продавцам, кассирам банков, страховым агентам, работникам социальных служб, водителям общественного транспорта и т.д.); название подгруппы говорит само за себя;
г) психическое отклонение — это люди с явными, официально зарегистрированными или нет, психическими заболеваниями (обострение шизофрении, маниакального психоза, разные психопаты, алкогольные делирии и др.).
Нам, работникам скорой помощи, все эти группы попадаются с различной частотой. Слава Богу, что адекватных людей, все-таки, больше. Но неадекваты обычно лучше запоминаются, поэтому иногда может казаться, что нормальных людей, как будто, мало. Но это, конечно, не так.
Поэтому я говорю: «Спасибо вам, нормальные, хорошие люди, за то, что вы есть, иначе можно разувериться во всем человечестве вообще!»😄