Эпиграф:
Многое брешут о собаках...))
Собаки в Древнем Египте играли важную роль. Они были верными охранниками, преданными домашними животными и даже живыми символами богов.
Как и их современные коллеги, собаки в Древнем Египте считались “лучшими друзьями человека”. Это неудивительно, поскольку собака была первым одомашненным животным, живущим рядом с человеком примерно с 23 000 лет до нашей эры. Древние осознавали их универсальную роль, используя в качестве надёжного сторожа, проворного помощника во время охоты или любимого домашнего питомца.
Связь между человеком и собакой простиралась за пределы этого мира в загробную жизнь. Мумифицированных собак хоронили вместе с их владельцами или иногда в их собственных гробах. Кроме того, собаки занимали важное место в древнеегипетской религии.
Животное ассоциировалось с Анубисом, богом смерти, мумификации и загробной жизни. Хотя египтяне чаще изображали Анубиса шакалоголовым, греки и римляне, перенявшие этот культ, делали его изображения собакоголовыми:
Египтяне одомашнили животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, козы и свиньи, в додинастический период (около 6000 - около 3150 г. до н.э.), но, похоже, собака была компаньоном древних египтян еще до того, как появился Египет)).
Некоторые собаки прибыли с Ближнего Востока, где они были одомашнены около 10 000 лет до нашей эры. Другие последовали за своими владельцами, которые пришли в долину Нила из Северной Африки в поисках более благоприятных условий жизни. Мы знаем об этом, потому что пастухи и охотники Сахары часто изображали собак на скальных выступах, которые они использовали в качестве укрытия.
Одним из самых ранних изображений тесной связи между человеком и его собачьими компаньонами является керамическое блюдо додинастического периода (около 4000 г. до н.э.), на котором изображен охотник в сопровождении четырех охотничьих собак, каждая на своем поводке:
Хотя собаки изображены во многих египетских произведениях искусства, от керамики до росписей на гробницах и статуй, их породу трудно определить. Возможно, именно поэтому древние египтяне, вместо того, чтобы давать конкретные названия породам, использовали два слова для обозначения всех одомашненных собак: iwiw для “лающей собаки” и tesem для “собаки без лая”, или охотничьих гончих.
Основываясь на визуальных свидетельствах, можно утверждать, что собаки в Древнем Египте были семи разных видов:
Кстати, о визуальных свидетельствах: известны "механические" игрушки в виде собак. Например, эту можно заставить открывать и закрывать пасть с помощью рычага под грудью. Первоначально рычаг был закреплен с помощью ремешка, продетого через отверстие в задней части шеи и два в горле, позже рычаг был прикреплен металлическим штырем в правом плече. Когда рот открыт, видны два зуба и красный язык:
Кроме того, на окраинах поселения или некрополя часто охотились дикие собаки и бродячие собаки смешанной породы.
Как бессовестно брешут учёные, именно “собаки-парии”, которые путешествовали стаями и собирали мусор в поисках пищи, копались на кладбищах в поисках костей, стали причиной того, что египтяне начали хоронить своих умерших в гробницах и ввели собак в догматы своей религии: ими вдохновлён образ Анубиса, защитника кладбищ и гробниц.
Однако, это утверждение подходит лишь для тех, кто не исповедует древнеегипетскую религию)))
Анубис изображается в виде человеческой фигуры с головой собаки / шакала и был одним из главных богов. Анубис направлял души умерших к Осирису и блаженной загробной жизни (если они проходили “суд”, в котором также участвовал Анубис).
Собак в Древнем Египте всегда называли, их имена написаны на ошейниках. Сохранившиеся кожаные ошейники и изображения на фресках, стелах и рельефах включают имена, отражающие индивидуальные качества собак и описания окраса: "Храбрый", "Надежный", "Здоровый", "Северный ветер", "Хороший пастух", "Антилопа", "Чернушка" и даже “Бесполезный”)).
И простолюдины, и аристократы обожали собак. Процесс возглавляли и направляли фараоны. Абутиу, умершая около 2280 г. до н.э., была царской сторожевой собакой, которую почтительно похоронили в Гизе по приказу неизвестного фараона.
Роль собаки при этой жизни продолжалась и в загробной. Именно по этой причине древние египтяне мумифицировали своих собак и хоронили в их собственных гробах, часто искусно украшенных. Действительно, древние египтяне любили своих собак. Многочисленные сцены на могилах изображают собак рядом со своими хозяевами, терпеливо сидящих под стульями или сопровождающих их на охоте.