Проверка подкарантинного груза в Стамбуле закончилась трагически для трёх россиян. Инспектируя один из сухогрузов, везущих зерно из РФ, сотрудники совместного координационного центра пренебрегли техникой безопасности и отравились парами фумигантов, с помощью которых проводилось обеззараживание продукции. Комментируя ситуацию, МИД России отмечает, что проверки кораблей и перевозимого ими в рамках зерновой сделки продовольствия проходят в сложных условиях. Зачастую на судах из-за штормов не выполняются все необходимые при фитосанитарном контроле процедуры, а ошибки в документации и связанные с этим проблемы стали обычным делом.
Однако обеспечение безопасности — это важная часть фитосанитарного досмотра. Не прошедшие дегазацию материалы могут угрожать жизни и здоровью всего персонала, который окажется в зоне действия фумигантов. Чем грозит проверка такого товара и почему соблюдением регламентов при досмотре нельзя пренебрегать?
Зачем нужна дегазация
В процессе фитосанитарного обеззараживания подкарантинный груз обрабатывается такими высокотоксичными веществами как фосфин. Этот газ заполняет всё доступное пространство и просачивается между зёрнами пшеницы, проникая в насыпь и убивая вредителей, которые угрожают целостности и качеству продукции. Чтобы фумигация была эффективна и все насекомые внутри зерна погибли, необходимо добиться нужной концентрации ядовитых паров и удерживать их в обрабатываемом пространстве несколько дней. Для этого заражённую партию пшеницы накрывают плёнкой, которая не пропускает газообразный фумигант. Обеззараживание также проводят в герметичных вагонах-зерновозах и трюмах судов.
Фумигант сохраняет свои токсичные свойства в течение всего времени экспозиции. Он не распадается на безопасные для человека вещества и не улетучивается благодаря герметизации помещения. Если открыть люк перевозящего зерно вагона, ядовитый газ вырвется наружу, а вдохнувшие его пары работники порта или железнодорожного вокзала будут отравлены. Поэтому перед выполнением каких-либо работ с подкарантинными грузами необходимо провести дегазацию продукции.
Как выполняется дегазация
Главной задачей дегазации является удаление ядовитых фумигантов и их следов из обработанной продукции. Данная процедура может проводиться как с применением специальных дегазационных машин, так и без использования дополнительного оборудования. В случае с фосфином для удаления его паров из обработанного трюма или вагона достаточно открыть ведущие наружу люки. Смешиваясь с окружающим воздухом, он начнёт постепенно выветриваться из продукции, и через определённое время (не менее 6 часов) следов фумиганта не останется даже в дальних углах зерновоза.
Проводить дегазацию необходимо с использованием противогаза, чтобы не вдохнуть ядовитый фумигант. Работники, открывающие двери и люки, должны носить специальную защитную одежду, т. к. в ткани рубашки или куртки может задерживаться значительное количество отравляющего газа.
Как определить, что дегазация закончилась
Применяющийся для обеззараживания зерна фосфин не имеет запаха, и его присутствие нельзя почуять. По цвету газ также ничем не отличается от окружающего воздуха. Открыв трюм, ни один инспектор не сможет определить, проходило ли зерно фумигацию. Проверить содержание фосфина в продукции могут только специализированные организации. Сотрудники таких компаний берут пробы воздуха с помощью трубок-зондов и проверяют наличие паров фумиганта в толще зерновой насыпи и в наименее доступных для проветривания участках. Оценить полноту дегазации также помогает химический анализ образцов. Если результаты тестов показывают, что все показатели находятся в пределах нормы, владельцу груза выдаётся подтверждающий документ. Лишь после этого в обработанное помещение разрешат заходить людям, а сам подкарантинный товар можно будет разгружать.
Последствия некачественной дегазации
Фосфин, которым уничтожают карантинных вредителей в зерне, опасен не только для насекомых. Этот газ ядовит для всех без исключения млекопитающих и может вызывать острые и хронические отравления у людей. Избежать последствий контакта с ним невозможно, т. к. он очень летучий и быстро попадает в лёгкие.
1. При хроническом отравлении пострадавшие жалуются на расстройство пищеварения, нарушение дыхания и слабость. После вдыхания паров фосфина ухудшается зрение, становится нечёткой речь, страдает координация движений.
2. Симптоматика острого отравления отличается в зависимости от его тяжести. При лёгком течении токсическое действие фосфина вызывает у человека астению, головокружение, боли в области живота и кашель. В более сложном случае к симптоматике добавляются тошнота и рвота. Пострадавшие испытывают трудности с дыханием, мучаются от головных болей и шума в ушах. Их знобит, а недомогание сопровождается приступами паники. Тяжёлое отравление фосфином приводит к потере сознания, конвульсиям, остановке сердцебиения и дыхания.
Симптомы отравления газом можно спутать с признаками гриппа, пищевого отравления или опьянения. Они проявляются не сразу, и зачастую пострадавшие лишь через двое суток понимают, что вдохнули фосфин. Чтобы сохранить жизнь и здоровье людей, при подозрении на отравление фумигантом необходимо находиться под наблюдением врачей как минимум 48 часов.
Фумигация экспортных грузов для экономии времени часто проводится при их транспортировке. Для этого вагоны-зерновозы или загруженные трюмы сухогрузов заполняются фосфином, который убивает вредителей в процессе перевозки продукции. Прибывшее на место зерно будет соответствовать фитосанитарным нормам и не пострадает от деятельности вредителей. Однако работать с такими грузами можно только после дегазации и проверки зерна на остаточное количество пестицидов. Пренебрежение регламентом и попытка побыстрее пройти контроль может привести к трагическим последствиям, как в случае с нашими инспекторами в Турции. Избежать отравлений и сохранить жизнь людей Вам помогут специалисты Первой Фумигационной Компании. Мы выполним дегазацию продукции, проведём проверку на наличие следов фумиганта и выдадим Вам акт, подтверждающий безопасность груза.